Содержание
-
Российский Государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
Мари́я Монтессо́ри (1870-1952)
-
Мари́я Монтессо́ри
Итальянский врач, педагог-психолог, учёный, философ. Мировую известность М.Монтессори приобрела в связи с разработанной ею «педагогической системой». Боюсь я этих бойких молодых людей, которые ради карьеры готовы отречься от отца и матери. Ф. М. Достоевский
-
Биографические сведения
Род деятельности - итальянский педагог, ученый, философ, гуманист. Годы жизни – 31.08.1870 – 06.09.1952 (81 год) В 12 лет М.Монтессори была пpинята в техническую школу для юношей. В 26 лет становится первым в Италии женщиной-врачом. В 1894 году Монтессори получила степень доктора медицины. 6 января 1907 года в Риме была открыта первая «школа Монтессори» . Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. Около 1913 года. после того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке . В 1936 году Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале ,которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где умерла в 1952 г. Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день). Сын Марии МонтессориМарио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).
-
Ближний круг коллег
Джузеппе Монтесано (1872 – 1961) Ученый-психиатр с мировым именем, много занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в политической жизни Италии. Мария Фаусек (1863 – 1942) Русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова.
-
Основные труды
«Воображение в творчестве детей и великих художников». - пер.с итал. А.П.Выгодской // Русская школа. 1915. «Дом ребенка. Метод научной педагогики». - М.: Задруга, 1913. «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка». -пер. со 2-го итал.,испр. и доп.изд. С предисл.И.М.Соловьева. - М.: Задруга, 1915. «Школьный дидактический материал». - пер. с итал. Ю.И.Фаусек. - М.: Гос.изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930.
-
Научная деятельность
Мария Монтессори изобрела специальные дидактические материалы , манипулируя которыми, дети в течение года могли достигнуть уровня нормально развивающихся ровесников. Ценность Монтессори-метода состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных различий. М. Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а только помогать ему действовать самостоятельно. Она предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать многое самому. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка. М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. После Второй мировой войны педагогика Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации Монтессори педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе. В Россию педагогика Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины.
-
Труды М.Монтессори доступные в Глобальной Сети
http://detectivebooks.ru/book/14402926/ - «Мой метод: начальное обучение» http://log-in.ru/books/dom-rebenka-montessori-mariya-vozrastnaya-psikhologiya/#read – «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
-
Современные исследования работ М.Монтессори
http://lib.ua-ru.net/diss/cont/158326.htmlДиссертация: Условия реализации идей и принципов педагогической концепции Марии Монтессори в отечественном образовании. http://lib.ua-ru.net/diss/cont/299668.html Диссертация: Педагогические условия саморазвития младшего школьника в учебной деятельности на основе метода М. Монтессори. http://lib.ua-ru.net/diss/cont/490974.html Диссертация: Формирование образа мира подростка в Монтессори-образовании .
-
Интернет-ресурсы содержащие информацию о жизни и деятельности М.Монтессори
http://www.montessori.ru/montessori/ https://ru.wikipedia.org http://www.neznayka-spb.ru/biografia.html http://childstep.ru/o-montessori/stati-o-marii-montessori-i-ee-metode/40-biografija-marii-montessori.html
-
Монтессори-среда на примере детского клуба «Талантика»
-
«Талантика – особый детский клуб, уникальный центр детского развития. Здесь созданы все условия для комфортного нахождения и правильного становления маленького Человека. Мы верим, что весь жизненный потенциал уже заложен в каждого ребенка. И если следовать его индивидуальному маршруту, «найти все ключи» на этом пути – то это и будет ТОТ САМЫЙ успешный, умный, добрый, а самое главное – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК».
-
Занятия, направленные на становление навыков самообслуживания и независимости.
-
Занятия проводит Учитель Монтессори, педагог – психолог, который индивидуально работает с каждым ребенком в соответствии с его психолого - возрастными особенностями. Уроки проходят без родителей, в группах 6 - 10 человек, возраст детей 3-6 лет.
-
Дайте ребенку построить себя самому, поверьте в него!
-
Шумовые коробочки Монтессори
Материал: 2 ящика по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий. Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к Восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире. Возраст: около трех лет.
-
Как работать с материалом: коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами. Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
-
Дальнейшие упражнения: отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
-
Трехступенчатый урок. 1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!" 2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?" 3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче - самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот".
-
Контроль над ошибками: построение ряда от громкого к тихому шуму; построение ряда от тихого к громкому шуму; построение ряда, начиная со среднего шума; в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок. Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; - коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд. Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, трясет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!" Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; - игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.