Содержание
-
Исследовательский проект «Математика и музыка»
Для детей старших и средних групп детского сада. Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 9 Евтушенко О.В.
-
Цель исследования: провести взаимосвязь между музыкой и математикой; Цель проекта: выявить и создать условия для усвоения дошкольниками современных и эффективных способов и методов музыкального воспитания в детском саду, которое обеспечивает успешное развитие музыкальных способностей и логического мышления у детей.
-
Задачи:
Установить связь между звуками и способностями личности ребенка; Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитей способностей и логического мышления детей, посредством музыкальных занятий. Активно воздействовать на всестороннее развитие дошкольников: - обогащать новыми представлениями и понятиями; - активизировать мыслительную деятельность (умение анализировать, воспроизводить предложенный музыкальный материал: ритм, темп, мелодию; умение сравнивать, обобщать, классифицировать). - активизировать двигательную активность воспитанников (развитие мелкой моторики рук (кистей и пальцев); - развивать музыкальные способности и математическое мышление посредством системы игровых упражнений; - формировать умение ориентироваться в пространстве, во времени; - усовершенствовать навыки музыкального счета в пределах первого десятка.
-
Подготовительный этап
Разработка плана проекта; Поиск теоретического материала; Создание и разработка вопросов для анкеты родителям по теме «Развитие математических способностей посредством музыкальных занятий»; Создание презентации по теме «Математика в музыке»;
-
Давая понятия детям об основных музыкальных терминах «форте» или «пиано», мы косвенно знакомим их с математическими знаками «больше» или «меньше». «Тихо-громко» Е. Тиличеевой. «Колыбельная». ( «Новый музыкальный букварь» О. Ивановой, И. Кузнецовой) Осваивая песенный материал, дети знакомятся с делением звуков: узнают, что они бывают длинными, короткими, высокими, низкими. ( «Лесенка», «Птичка – невеличка» Е. Поддубной). При знакомстве с формой музыкального произведения, закрепляют понятия о геометрических фигурах. (размер музыкального произведения: 2/4, ¾ , 4/4 , прямоугольник, треугольник, квадрат). В игре на простейших ударных инструментах, дошкольники осваивают основы музыкального счёта в пределах первого десятка. («Калинка», «Барыня» и т.п.). Музыкальные инструменты развивают более тонкий слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление.
-
В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания: в основе музыкальных игр лежат как правило считалки. Считалки - это поэтические произведения, в которых заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Раннее усвоение детьми считалок, указывает на возникновение у ребенка формирования элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений.
-
Считалки ценны для обучения дошкольников потому, что легко превращаются в музыкальные игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. (Именно в игре ребенку рассуждать легче всего). Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.
-
Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания. «Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной. Фонопедические и логоритмические упражнения также способствуют развитию математических способностей у детей: (фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приемах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосового (певческого) аппарата в норму).
-
(логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова), упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму. Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т.д.
-
Вывод:
Таким образом, музыкальные и математические операции родственны и по содержанию и психологически. Занимаясь музыкой, ребенок развивает и тренирует свои математические способности. Так повторяя одну и ту же мелодию, ребенок тренирует память; он учится последовательно излагать события, факты, явления.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.