Содержание
-
Менеджмент в здравоохранении
Д-р Наталья Истомина,доцент Клайпедский университет Факультет наук о здоровье
-
Знакомство
2017-06-11 Natalja Istomina Коротко о себе Ожидания и пожелания
-
Наталья Истомина
Доцент, доктор Продекан факультета наук здоровья Член городского совета г. Клайпеды Председатель комиссии по здравоохранению и комиссии по контролю за наркотиками Член Академии наук по уходу за больными (сестринского дела)
-
Линки
http://www.european-academy-of-nursing-science.com/ http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/71984/AnnalesD987.pdf?sequence=1
-
Цель курса
Передать знания о менеджменте и лидерстве в здравоохранении, а также формировать навыки Познакомить с маркетингом и управлением в здравоохранении Научить анализировать проблемы и создавать стратегии решений Изучить личность лидера и стили управления Анализировать процесс перемен в здравоохранении и его возможности 2017-06-11 Natalja Istomina
-
Планируемые компетенции
Навыки и знания управления в здравоохранении Компетенция лидера Способность решать простые и сложные задачи менеджмента, создавать стратегии
-
Темы
Введение в менеджмент, основные определения. Методы и функции процесса здравоохранения Лидер в медицине: уровни управления и стили руководства Качество здравоохранения Безопасность пациентов Процесс управления изменениями Командная работа Общение с пациентом и этика Управление конфликтами и стрессами
-
Оценивание
Анализ процесса менеджмента (групповой проект) – 40 % Зачёт – 60 %
-
Анализ процесса менеджмента (групповой проект) – 40 %
5 студентов Power Point презентация (7 - 10 минут) Дисскусия (5-10 минут)
-
Темы Качество здравоохранения Эффективность здравоохранения Этика и менеджмент в здравоохранении Безопасность пациентов Безопасность медиков Притягивающая больница Принятие решений и лидерство Полномочия медиков Полномочия пациентов
-
Состав работы Значение анализируемой концепции Литература по данной теме, достаточно ли изучена тема Сравнение теории и практики Предложения
-
Зачёт – 60 %
Тест из 10 вопросов 2 варианта 1 час
-
0-1 ошибка – 5 2-3 ошибки – 4 4-5 ошибок – 3 6-7 ошибок – 2 8-9 ошибок – 1 10 ошибок – 0
-
Введение в менеджмент, основные определения
-
Ме́неджмент (management)
означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей
-
это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством
-
Основные категории менеджмента
Функции Методы Система операций управления, её создание и функционирование Всеобщее качество
-
Организация
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы 2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата) 3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели
-
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
-
Методы и функции процесса здравоохранения
-
ВОЗ
Важной задачей Всемирной организации здравоохранения является разработка и обеспечение стран техническими инструментами и руководящими принципами, а также содействие процессам, направленным на развитие систем здравоохранения, способных обеспечить всеобщий охват и проведение эффективных мероприятий общественного здравоохранения
-
Система здравоохранения охватывает все организации, институты и ресурсы, предназначенные для выполнения действий, основной целью которых является улучшение здоровья. Многие национальные системы здравоохранения включают государственный, частный, традиционный и неофициальный сектора. Четыре основные функции систем здравоохранения определены как предоставление услуг, формирование ресурсов, финансирование и руководство
-
Цель и функции
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала организации здравоохранения Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений
-
Функции
Планирование - проектирование будущего и создание программы действий Организация – создание материального и социального организма учреждения Управление – мотивация людей работать Контроль – присмотр, чтобы всё шло по плану
-
Классификация планов
По приципу периода По принципу состава По приципу объёма Стратегические, оперативные, тактические Продаж, производства, обеспечения, финансов, персонала, технического развития Глобальные, локальные
-
Планирование
Необходимо письменное Создаются группы специалистов, отделы и т.д.
-
Стратегические планы
Долгосрочные, 5 лет и больше Занимаются руководители высшего звена или собственники Ошибки могут влиять на ликвидациюорганизации
-
Оперативные планы
Одноразовые планы – детальный ход действий, который не повторится (программа, проект, смета) Постоянные планы - установленные решения, принимаемые в организации (политика, правила, процедуры) Занимаются руководители сркднего и низшего звена
-
Организация
Установление взаимоотношений объекта и субъекта управления, формирование и улучшение структур управления Организация делится на отделения, у которых есть свои цели, планы, задания, лидеры, деятельность и результаты
-
Власть (источники)
Благодарность Формальная власть Наказание Экспертиза Власть притяжения/очарования
-
Управление
Процесс взаимодействия деятельности руководителя и группы на выполнение задания Участвуют все Власть распределяется по-разному Всегда связано с ценностями
-
Мотивация
Действия, направленные и поддерживающие поведение личности Внутренняя (первичная) Внешняя (вторичная)
-
A. Maslow концепция потребностей
Natalja Istomina, 2008 самореализация Уважение Социальные Безопасность Физиологические
-
MakKlelend теория
Потребности Власти Успеха Участия
-
Herzberg теория
Гигиенические факторы – конфликты, управление, зарплата.... (вызывают недовольство) Мотиваторы – ответственность, состав работы, признание... (стимулируют совершенствование)
-
Vrum теория ожидания
Необходимая связь Затрата на работу – результат Результат – награда Валентность, соответствие
-
Контроль
Сбор, анализ и оценка данных о плане Конец одного цикла и начало нового Прямой (первичные данные) Косвенный (вторичные данные) Постоянный, периодический, случайный
-
Подготовительный контроль
Реализация правил, процедур и политики Установление направлений работы
-
Действующий контроль
Выполнение заданий, обсуждение вопросов и рекомендаций по улучшению работы Измерение фактических результатов Обратная связь с планированием
-
Завершающий контроль
Работа завершена Сравнение результатов с требованиями Доступ к информации о проблемах, формирование новых планов с избежанием проблем
-
Этапы контроля
Подготовка стандартов и критериев 2. Сравнение результатов 3. Коррекция
-
Подготовка стандартов и критериев
Соединение планирования и контроля Стандарты – конкретные цели, измеряемые достижения Подготовка показателей результативности
-
Сравнение результатов
Сравнение результата и стандарта Установление отклонений и их размера, оценка информации
-
Коррекция
Коррекция стандартов Ликвидация отклонений Бездействие
-
Лидер в медицине: уровни управления и стили руководства
-
Личность лидера
Natalja Istomina, 2006 Кто должен быть лидером? Кто может быть лидером?
-
Компетенции лидера
Natalja Istomina, 2006 Диагностика (познавательный навык) – оценка и прогноз Aдаптация (навык поведения) – достижение цели: люди и др. ресурсы Коммуникация (навык управления процессом) – информация и передача в доступной форме
-
Свойства лидера
Знает чего хочет и достигает этого Контролирует ресурсы и их использование Мотивирует работать качественно Отвечает за деятельность отделения Создаёт атмосферу и настроение
-
Функции лидера
Natalja Istomina, 2006 Oрганизатор Формулирует цели и задачи Указывает решения Создает условия
-
Natalja Istomina, 2006 Aдминистратор Кадровая политика Ответственность за персонал
-
Natalja Istomina, 2006 Специалист Знание техники и технологий Знания и опыт
-
Стили руководства
-
Платон ( “Государство”)
Natalja Istomina, 2006 Tимократ– жажда власти Демократ – избран народом, власть общая Tиран – жестокие наклонности Олигарх – основная причина жадность
-
K. Levin (1938)
Natalja Istomina, 2006 Автократ Власть в одних руках Дисциплина и идеальный порядок Ответственность за принятие решений Холод в отношениях
-
K. Levin (1938m.)
Natalja Istomina, 2006 Либерал Подчиненные свободны в движениях, но только в определенных рамках Поддерживает дисциплину, мотивируя Доверяет другим
-
Natalja Istomina, 2006 Демократ Авторитет Инициатива Такт, оптимизм, терпение
-
F. Fiedler теория вероятности
Natalja Istomina, 2006 Ни один стиль не является универсальным 3 компонента: 1. Натура лидера 2. Структура задачи 3. Власть лидера
-
Задание
Приёмное отделение. Меняется старшая медсестра, которая была автократом. Отношения в коллективе напряжённые, много конфликтов. Администрация надеется улучшить работу. Как лучше вести себя новому руководителю?
-
Blake R.R. ir Mouton J.S.теория(1964)
Natalja Istomina, 2006 1. Решительный, 9/1 2. Заботливый, 1/9 3. Мотивирующий, 9/9 4. Пассивный, 1/1 5. Администрирующий, 5/5
-
Садлер, Говстред, 1976
Классификация по типу принятия решений: Приказной стиль Стиль внушения Консультационный стиль Коллективный стиль
-
Path – goal теория
Основа - теория случайностей Важна мотивация персонала Предпосылки теории: большинство людей работает для достижения целей Руководитель может достигнуть цель, если - создаст систему поддержки - устранит помехи - акцентирует пользу каждого работника
-
Мотивирующий руководитель Директивный (направляющий) Ориентированный на выполнение Поддерживающий Руководитель - участник
-
Требования к руководителю
Общие – установленные законом Специальные – в зависимости от специальности Коммерческие – смесь способностей в области профессиональных знаний и организаторских способностей Моральные – система ценностей
-
Моральные качества
Natalja Istomina, 2006 Коммуникабельность Оценка каждого Высокая мораль Внутреннее спокойствие Требовательность Интеллект
-
Иерархии и знания
-
Требования к руководителям в Японии
Широкий взгляд Инициатива Объективность Шарм, очарование, интеллегентность Хорошее здоровье Natalja Istomina, 2008
-
Широкий взгляд Инициатива Объективность Шарм, очарование, интеллегентность Хорошее здоровье Natalja Istomina, 2008
-
Качество сестринского дела
-
Учреждение здравоохранения
Цель – улучшать здоровье жителей, защитить от заболеваний, эффективно используя ресурсы (время, людей и материалы) Услуги – продукт, который пациент получает от производителя
-
-
Уровни качества системы здравоохранения
-
Влияющие факторы
Демографические изменения – возраст общества, увеличение хронических болезней Новые дорогие технологии Экспектации (ожидания) общества в зависимости от стандартов
-
Уровни качества
Структура – всё, что уполномачивает пациента получить определённые услуги здравоохранения в выбранном учреждении Географическая и финансовая доступность услуг Ресурсы больницы: помещения, кровати, медоборудование, операционные, технологии, исследования, лабораторная диагностика, персонал и его квалификация) и администрирование этих ресурсов
-
Процесс – деятельность медперсонала: диагностика, лечение, уход за больным и рациональное использование ресурсов Процесс начинается с момента первого попадания в УЗ
-
Результат – уровень, демонстрирующий как были достигнуты задачи и цели, соответствие ожиданий и прогноза пациента и его лечения и реального состояния здоровья
-
Оценка структуры исследует окружающую среду УЗ и её влияние на пациента Оценка процесса исследует отношения медик – пациент Оценка результата исследует отношения пациента и системы
-
Определения качества
-
Качество
Качество (философия) — философская категория Качество (шахматы) — шахматный термин Качество продукции — понятие в экономике
-
В ГОСТ 15467-79 : Качество– это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. В стандарте ИСО 8402 – 86: Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности
-
Критерии оценки качества здравоохранения
глобальные показатели в области здравоохранения, служащие для оценки качества работы системы здравоохранения и социального обеспечения. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются ВОЗ
-
Показатели качества здравоохранения
Расходы на здравоохранение Общие расходы на душу населения Государственные расходы как % от общих государственных расходов Трудовые ресурсы здравоохранения и инфраструктура Врачи, медсестры, акушерки и др. персонал численность и Больничные койки Охват услугами здравоохранения Охват дородовым наблюдением Роды и новорожденные Охват иммунизацией детей и взрослых
-
Смертность и бремя болезней Ожидаемая средняя продолжительность жизни Ожидаемая продолжительность здоровой жизни Коэффициент смертности детей и взрослых Смертность и заболеваемость от конкретных причин
-
Отдельные инфекционные заболевания Неравенство в отношении здоровья Демографическая статистика
-
Качество здравоохранения (Ovretveit, 1992)
Полное удовлетворение потребностей тех, кому услуга нужна больше всех с минимальными затратами для организации, в соответствии с директивами
-
Качество
Пациента – услуги, которые пациент надеется получить Профессиональное – соответствие ожидаемого и действительного Менеджмент – наиболее эффективное использование ресурсов
-
Качество сестринского дела(Истомина, 2011)
-
Методика
Мультицентрическоеисследование 11 отделений 7больниц Литвы Пациенты (n=1208) и медсестры (n=218) 2017-06-11 Slaugos naujovių taikymas praktikoje
-
Пациент (n=1208)
2017-06-11 Science and Art of Nursing: Topical Issues 47 лет (18-91) Пол муж 40 %, жен 60 % Образование :среднее 59 %, высшее - 40 % Брак71 % Место жительства:город 89 %, деревня 11 %
-
Медсестра (n=218)
Возраст 39 лет (22 - 62) Опыт работы 17 лет (0 – 40) 77 % живёт с семьёй 8 % степень бакалавра 1% степень магистра 53 % работают больше, чем 1.0 ставка 60 % довольны работой 36 % независимы на работе 2017-06-11 Slaugos naujovių taikymas praktikoje
-
Good Nursing Care Scales for Patients and Nurses
GNCS-N, Leino-Kilpi, 1994 7 категорий, 13 субкатегорий(64 качества): (1) Характеристика персонала (2) Деятельность, ориентированная на результат (3) Деятельность, ориентированная на человечность (4) Предпосылки для ухода (5) Прогресс сестринского процесса (6) Окружающая среда (7) Сотрудничество с родственниками 2017-06-11 Slaugos naujovių taikymas praktikoje
-
Компетенция медсестры
2017-06-11 Natalja Istomina
-
Nurse Competence Scale, NCS (Meretoja, 2004)
7категорий (73компетенций): (1) Помощь и поддержка (2) Обучение и инструктаж (3) Диагностика (4) Менеджмент (5) Терапевтическая интервенция (6) Гарантирование качества (7) Процедуры и интервенции 2017-06-11 Slaugos naujovių taikymas praktikoje
-
Уровень компетенции
VAS 72.2 (0-100) Выше ценится: Менеджмент 79.7 Процедуры и интервенции 73.3 Ниже ценится : Гарантирование качества 68.7 Обучение и инструктаж 68.0 2017-06-11 Slaugos naujovių taikymas praktikoje
-
Качество здравоохранения
Соответствие стандартам Удовлетворение потребностей пациента Способность персонала оказывать высококачественные услуги Незаметно, если хорошее и не может быть не замечено, если плохое Степень между ожидаемым и действительным Непостоянно, изменчиво по отношению к социально-экономическим условиям, потребностям людей
-
Безопасность пациентов
-
ВОЗ
Безопасность пациентов является основополагающим принципом медицинской помощи. Каждому этапу в процессе оказания помощи свойственна какая-то определенная небезопасность Неблагоприятные реакции могут наступать в результате каких-либо проблем, связанных с практикой, продуктами, процедурами или системами
-
Пациенты, входя в больницу, не думают, что им будет нанесен вред здоровью Однако, никто не может быть уверен, что будет защищен от медицинских ошибок и непредвиденных случаев, особенно группы риска: пациенты ИТ, старые люди, дети и др.
-
Факты
98 000 людей ежедневно страдает и умирает из-за медицинских ошибок Это больше, чем умирает от несчастных случаев на дороге, СПИДа, хотя именно эти причины наиболее обсуждаемы в обществе Больше людей умирает от мед.ошибок, чем от травм на рабочем месте
-
Фильм
-
Безопасность пациентов
Свобода от несчастных случаев, гарантия безопасности пациента при создании таких операционных систем и процессов, которые уменьшают возможность ошибок до минимума (Кохн, 2003)
-
Ошибка
Неуспешное завершение планируемого действия или неправильный план для достижения цели Все ошибки, которые делаются при присмотре здоровья пациента
-
Факты
70 % ошибок можно избежать Из них технические ошибки – 44 % Диагностические – 17 % Раны – 12 % Лекарства – 10 %
-
Ошибки с ответственностью медсестёр
Лекарства Госпитальные инфекции Падения пациентов Пролежни
-
Лекарственные ошибки
Когда лекарство назначено – 39 % Когда лекарство произведено – 12 % Когда лекарство администрируется – 38 %
-
Управление ошибками
Не рекомендуется «гасить пожар» Изменение системы управления ошибками: Изменение взгляда на ошибку Улучшение правовой базы Улучшение контроля, рапортов, докладов и отчётов, регистраций, анализа
-
Процесс управления изменениями
-
Командная работа
-
Общение с пациентом и этика
-
Управление конфликтами и стрессами
-
Спасибо за Ваше внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.