Презентация на тему "Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы"

Включить эффекты
1 из 35
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы
    Слайд 1

    Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы

  • Слайд 2

    Связь УУД с учебными предметами

    Формирование УУД (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные): в образовательном процессе осуществляется в усвоение разных учебных предметов.

  • Слайд 3

    Требования к формированию УУД находят отражение освоения программ учебных предметов:

  • Слайд 4

    Каждый учебный предмет у учащихся раскрывает возможности для формирования УУД. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

  • Слайд 5

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    это осмысленная, творческая деятельность, обеспечивает освоение идейно нравственного содержания художественной литературы. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, является выразительное чтение.

  • Слайд 6

    «Литературное чтение» обеспечивает :

    смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

  • Слайд 7

    действия нравственно-этического оценивания эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий умения произвольно и выразительно строить контекстную речь умения устанавливать логическую причинно-следственную связь умения строить план с выделением существенной информации.

  • Слайд 8

    Математика

    В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая знаково-символические, а так же планирование, систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

  • Слайд 9

    Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для начальной школы содержатся варианты заданий на обработку отдельных компонентов приёма решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Например: «Сколько лап у трех жуков»

  • Слайд 10

    Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Например: «На рисунке изображены четыре одинаковые коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта, и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения»

  • Слайд 11

    Задания по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания

  • Слайд 12

    Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: А) Замещение Б) Кодирование В) Декодирование С их освоения и должно начинаться овладение моделированием.

  • Слайд 13

    Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками.

  • Слайд 14

    Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная с 1 класса, вводится: а) символика для обозначения форм работы; б) формулировки заданий; в) рисунки для выделения объектов; г) использование социально принятой символики. Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания. Задание на формирование деятельности кодирования очень редко присутствуют в учебниках.

  • Слайд 15

    Русский язык

    Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа , сравнения , установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения ,графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий-замещения , моделирования и преобразования модели.

  • Слайд 16

    В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика ,схемы для проведения различного вида анализа слов и текста. рычит дятел жужжит ёж мяукает петух

  • Слайд 17

    В учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования должно не просто вводиться ,а отрабатываться через систему заданий. Должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач.

  • Слайд 18

    Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся . Наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов ,отражающих близкие опыту ребенка реальные жизненные ситуации.

  • Слайд 19

    Кроме того , важно включать в описание задания ориентировку ,которая обеспечит ребенку его выполнение. И наконец, предусмотреть задания с последовательным переходом от материальных форм к схемам и далее символам и знакам.

  • Слайд 20

    Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» обоснован следующими позициями: 1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий. 2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу. В ходе решения задач на конструирование школьники учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров. 3. Специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности. 4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

  • Слайд 21

    Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей: — формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; — развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); — развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • Слайд 22

    — формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; — развитие планирующей и регулирующей функций речи; — развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности; — развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; — формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; — ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновенияиразвития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

  • Слайд 23

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

    Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, т. е. максимально обобщенного, характера. Однако реализации данного потенциала существенно препятствует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности (учитель — ученик). Тем не менее многие учителя предметники имеют успешный опыт организации отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д.

  • Слайд 24

    Литература

    Первое место среди школьных предметов, практикующих обмен мнениями, занимает «Литература» или — в начальной школе — «Литературное чтение». Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

  • Слайд 25

    Окружающий мир

    Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например: На страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки. Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия.

  • Слайд 26

    технология

    При соответствующем содержательном и методическом наполнении этот предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.

  • Слайд 27

    Преимущества предмета «Технология»: 1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования; 2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе; 3)позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после. 4) выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

  • Слайд 28

    Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата (Г.А. Цукерман, 1993). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

  • Слайд 29

    Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). Конечно, это требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителей. Однако без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных.

  • Слайд 30

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

  • Слайд 31

    Основные этапы реализации методологии и технологии формирования УУД в начальной школе:

    Выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации. Организация поэтапной обработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному выполнению.

  • Слайд 32

    Значение УУД для обеспечения готовности ребенка к школе

  • Слайд 33

  • Слайд 34

    Нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин. Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД. Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине, а так же разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.

  • Слайд 35

    Значение универсальных учебных действий дляуспешности обучения в начальной школе

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке