Содержание
-
Методы изучения семьи
Дерезина Е.М.
-
Информация, полученная от родителей.
Целью диагностической работы с родителями является определение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье. Целесообразно изучить психологический климат в семье (тест семейной тревоги), родительские стили и воспитательскую компетентность родителей, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценку. Необходимо установить индивидуально-типологические и характерологические особенности членов семьи.
-
Условия психодиагностического обследования
Психодиагностическое обследование проводится с соблюдением этических норм. Специалисты должны в щадящей форме предоставлять информацию, лучше отдельными порциями с подчеркиванием позитивных моментов в процессе конструктивного общения. Родители должны получить информацию об источниках помощи. Наиболее важной информацией для родителей являются сведения о возможности дополнительных нарушений физического и психического здоровья ребенка.
-
Методы изучения семьи
Инервью Анкетирование Социологические опросы Наблюдение
-
Интервью
1) Интервью по генограмме
-
2) Интервью-прослеживание последовательностей взаимодействия 3) Циркулярное интервью 4) Оценочное интервью
-
Анкетирование(письменный опрос)
*Контактное *Заочное Типы анкет Открытая Закрытая Смешанная
-
1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
-
2.«Живая беседа»
«Живая беседа», структурированная, может быть не менее информативной, чем анкета, при заполнении которой возможны различные искажения. С другой стороны, метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности родителей. ! Педагогу важно уметь пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон).
-
3.Наблюдение
Педагог часто использует наблюдение как метод изучения семьи. Наблюдательный педагог подмечает многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной близости, особенностях коммуникаций. Педагог может создавать специальные ситуации для наблюдения, в которых взрослые и дети раскрываются полнее, например, при участии семьи в подготовке и проведении праздников, развлечении, организации совместного досуга. Для изучения родительских позиций педагог может предложить родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок».
-
4.Психотерапевтические приёмы
Могут использоваться психотерапевтические приемы, когда педагог показывает родителям способы организации эмоционального взаимодействия с ребенком посредством арттерапии.
-
5. Методы психокоррекции
В последнее время нередко применяются методы психокоррекции, такие как психологический тренинг, в котором участвуют члены нескольких семей, имеющих сходные проблемы.
-
Сбор информации о:
♦ составе семьи, профессии; ♦ образовательном уровне родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; ♦ общей семейной атмосфере; ♦ семейных взаимоотношениях; ♦ эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в семье; ♦ хаотичном противоречивом характере взаимоотношений; ♦ приоритетах воспитания детей: здоровье, развитие нравственных качеств, способностей, дарований; ♦ культурном уровне родителей; ♦ уровне психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; ♦ готовности к повышению своей компетентности; ♦ стратегиях и тактике воспитательных воздействий; ♦ участии всех взрослых в воспитании; ♦ степени согласованности требований к ребенку; ♦ наличии конфликтов по поводу воспитания;
-
♦ неравномерном распределении воспитательных функций между взрослыми членами семьи; ♦ отсутствии в семье условий для полноценного развития ребенка; ♦ организации совместных форм деятельности в семье: активном вовлечении ребенка в семейные дела и заботы; ♦ эпизодическом привлечении ребенка к семейным делам; ♦ разобщенности взрослых в семейных делах, изоляции ребенка от семейных дел и забот; ♦ отношении семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение; ♦ сотрудничестве со специалистами: готовы — не готовы. Во всех случаях диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов: ♦ диагностическая информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами; ♦ полученная информация должна быть конфиденциальной; ♦ сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с возможно более положительной оценкой вклада обоих; ♦ родителям должна оказываться помощь в определении методов и приемов воспитания детей с отклонениями в развитии.
-
ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ДЕТЕЙ. 1.Проективные методики
Методика «Рисунок семьи» Этот метод используется для исследования восприятия детьми семейных взаимоотношений. Маленькие дети яснее выражают себя через действие, чем словами. Тест доступен детям с невысоким интеллектом. (Д.С. «СОВЁНОК» Илья К.)
-
-
2 кинетический рисунок семьи
Ребенку дается инструкция нарисовать каждого члена семьи, включая себя, делающего что-нибудь. Эти кинетические (изображающие действие) рисунки могут быть более информативными, чем рисунки, выполненные по традиционным инструкциям.
-
Подробнее о рисуночных методиках можно прочитать в книгах: ♦ БарканА. И. Его величество ребенок. — М., 1996; ♦ Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. —-М., 2000; ♦ Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2003; ♦ Лосева В. К. Рисуем семью. — М., 1995; ♦ Маховер К. Проективный рисунок человека. —М., 1996(2-ое издание); ♦ Хоментаусках Г. Т Использование детского рисунка для исследования
-
Игровые задания
Педагог может предложить ребенку поиграть в игру « Чем я близких своих порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих и плохие, и хорошие поступки детей. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя главным действующим лицом и затем разложить картинки.
-
Методика комментирования картинок.
Ребенку предъявляются картинки, изображающие сцены из семейной жизни. Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и озвучить (например, что мама или папа говорили дочке или сыну). Ребенок рассказывает о картинке, опираясь на собственный опыт, наделяя персонажей своими переживаниями и отношениями. (Д.С. «Совёнок»)
-
Методика завершения рассказа.
Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ: «Я придумаю начало, а ты конец». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала бы его собственная мама в подобной ситуации.
-
Методика неоконченных предложений
используется достаточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Педагог играет роль ребенка, а ребенок мамы (папы). В ходе игры «ребенок» (педагог) обращается к «маме» (ребенку) с просьбами. Как и в других проективных методиках, предлагаются хорошо известные ребенку ситуации.
-
проективная методика Рене Жиля
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.