Содержание
-
Организация работы с семьей в ДОУ
Подготовила: воспитатель Горячева Анжела Вячеславовна город Урай, ХМАО, Тюменской области
-
Материнская школа - это та последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменский
-
Семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. И.Г. Песталоцци
-
Детский сад …должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье.
-
Недостатки семейного воспитания
Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
-
Преимущества семейного воспитания
Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность воздействий к ребенку. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
-
Причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями
Низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса. Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения. Несформированность «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, формы работы детского сада с семьёй не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
-
Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию воспитателя и семьи Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у него возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Родители изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
-
Условия реализации дифференцированного подхода к родителям
Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания. Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы. Осуществление взаимосвязи разных форм работы с родителями.
-
Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно–информационные. Традиционные формы сотрудничества родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, педагогические консультации, посещение семей воспитанников и др. Нетрадиционные формы сотрудничества Вечера, вернисажи, день семьи (2 раза в год), телефон доверия, клуб выходного дня, семейные посиделки, организация библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, организация творческих мастерских, студий, клубов, секций для родителей и детей.
-
Виды родительских собраний
собрания-беседы на воспитательные темы; собрания по обмену опытом воспитания детей в семье; собрания-консультации; собрания в форме «круглого стола».
-
Правила проведения собраний
собрание должно быть целенаправленным, должно запомниться, заставить задуматься; отвечать запросам и интересам родителей, информационный блок должен быть хорошо подготовлен; иметь четко обозначенный практический характер; проводиться в форме диалога; на собрании не придаются гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании; каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей.
-
В работе с родителями можно использовать: Ролевые, имитационные и деловые игры
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?», «Утро в вашем доме».
-
Тренинги
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает правильное вести общение с ребенком, постигает новые истины.
-
Проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов
Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
-
«Родительский университет»
Могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства». «Кафедра эффективного родительства». «Кафедра семейных традиций». Дошкольному учреждению можно организовать деятельность с родителями на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
-
Проектирование
Процесс проектирования включает в себя следующие этапы: выдвижение идеи, выработка проекта реализации идеи, реализация проекта, рефлексия опыта реализации проекта. Идеями проекта могут выступать любые предложения, направленные на улучшение, изменения качества отношений в системе «детский сад-семья», «педагоги-родители-дети» и др.
-
Метод родительских сочинений
Родителям предлагается написать по плану сочинение на тему: «Мой ребенок». Например, ответить на такие вопросы плана: « Что Вас радует в Вашем ребенке?», «Что огорчает?», «Какие изменения произошли с вашим ребенком за последнее время» Использование данного метода помогает родителям внимательнее относиться к своему ребенку, наблюдать за ним, задуматься о собственной воспитательной функции.
-
Посещение семьи
Организуя домашний визит, необходимо соблюдать следующие условия: быть тактичным при посещении семьи; не начинать разговор в семье о недостатках ребенка; не задавать родителям много вопросов о воспитании детей.
-
Беседа с родителями
Беседы должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей.
-
Консультации
По своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет по заранее заявленной родителями проблеме.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.