Содержание
-
Методы педагогического мониторинга в ДОУ Выполнила: слушатель гр.36-Р Егорова К.В.
-
Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.
-
К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся: изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно-оценочных занятий; собеседование с педагогами, родителями и детьми; анкетирование; анализ документации и хронометраж режима дня и др.
-
К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся: в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов; в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования; качественный анализ и количественная обработка результатов; индивидуальная и групповая экспертная оценка.
-
В « Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования » в разделе « Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы », указывается, что «обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетаниенизкоформализированных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализированных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных».
-
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования:
-
Мониторинг воспитательно-образовательной работы - это сбор, системный учет, обработка и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.
-
реализация базовых и парциальных учебных программ; уровень физического и психического развития воспитанников; состояние здоровья воспитанников; адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ; готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ; предметно-развивающая среда; Направлениями мониторинга воспитательно-образовательной работы могут быть:
-
Формы мониторинга (методы): наблюдение за ребенком; беседа; экспертные оценки; критериально-ориентированные методики нетестовоготипа; критериально-ориентированное тестирование; скрининг-тесты и др.
-
Беседа - это получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. По структуре вопросов различают беседы: стандартизированные жесткие программа, стратегия и тактика. частично стандартизированные нестандартизированные стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная. программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
-
Наблюдение – это целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях. Виды наблюдения: непосредственное и опосредованное; внешнее и внутреннее; включенное и невключенное; прямое и косвенное; сплошное и выборочное; полевое (в повседневной жизни) и лабораторное. Самонаблюдение является разновидностью наблюдения за собственными психическими процессами, состоянием, др. Дошкольники легче нарисуют свое состояние.
-
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения: Наблюдение должно иметь конкретную цель. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.
-
Эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. По форме проведения выделяют естественный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для ребенка деятельности (на занятиях, в игре).
-
Тестирование — это метод диагностики индивидуально- психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков посредством тестовых заданий, тестовых игр, др. Тест (от англ. test– испытание, исследование) – это инструмент измерения свойств личности или знаний, умений и навыков, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной системы обработки и анализа результатов. Тестовые задания – это вопросы (или задания в иной форме), отвечающие требованиям лаконичности, однозначности правильного ответа.
-
В зависимости от основания классификации тесты могут подразделяться: вербальные и практические; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности; критериально-ориентированный тест (используется для оценки степени овладения детьми навыками, умениями в контексте освоения Программы).
-
Проективные методики. Особенность данного вида методик заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему). Полученные данные интерпретируются по определенным критериям. Это профессиональный инструментарий педагога-психолога.
-
Анализ продуктов деятельности ребенка - это метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическом состоянии, степени овладения необходимыми умениями и навыками на основе исследования результатов различных видов его деятельности. познавательной деятельности (решенное задание); игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом); изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции); музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах); рассказы, сказки и т.п. Предметом анализа являются продукты:
-
Аппаратурные методы исследования - это исследование психофизиологических процессов и реакций человека с помощью специальной стимулирующей и регистрирующей аппаратуры. Несмотря на включение данного метода в перечень форм мониторинга, в практике ДОУ он имеет ограниченную область применения (может быть использован в деятельности руководителя/инструктора по физическому воспитанию, учителя-дефектолога, педагога-психолога, др) .
-
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Динамика изменений большинства показателей может быть выявлена при измерении 2 раза в год(начало и конец учебного года).
-
Кроме педагогического мониторинга все специалисты детского сада осуществляют мониторинг развития и состояние здоровья детей. Старшая медсестра, врач - педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели, администрация систематически отслеживают состояние и динамику развития каждого ребенка с целью создания условий для развития личности и ее успешности (базовый образовательный компонент). Так же создаются специальные условия для сопровождения и помощи детям с особыми образовательными потребностями (дети с проблемами в развитии, продвинутые дети и т.п.).
-
В детском саду ведутся Паспорта здоровья ДОУ, группы, ребенка. Разработаны таблицы и графики, которые позволяют проанализировать и состояние здоровья конкретного ребенка в разных возрастных группах, и всей группы в сравнении за различные периоды времени.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.