Содержание
-
Методы социологического исследования
-
Эмпирическое исследование
сбор данных проведенный по определенной программе с использованием правил научного вывода, представляющий в распоряжение ученых репрезентативную информацию.
-
Программа соц. исследования
Все стадии работы социолога отражены в главном документе программе соц. исследования: формулировка проблемы (существующее в реальности противоречивые ситуации затрагивающие большие группы обществ), определение цели, задачи, объекта(носитель проблемы) и предмет (сторона полно вырожающаяобьектисл.), логический анализ основных данных, выдвижение гипотез, определение выборочной совокупности, составление инструментария, полевое исследование, обработка и интерпретация полученных данных, подготовка научного отчета.
-
Виды эмпирических исследований :
от глубины и масштаба исследования – разведывательное, описательное и аналитическое. от метода исследований - опрос, наблюдение, анализ документов. динамика явления – точечное (для статики и единиц) и повторное.
-
Опрос - как метод исследования в социологии
Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросовписьменные (анкеты, тесты) устные (интервью), очные, заочные.
-
Специфика опросов
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании. Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств: психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения); содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)
-
проблема достоверности информации.
Репрезентативность зависит от: качество работы анкетера или интервьюера. опрос как общение связан с общими принципами общения. важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий. Различают вопросы: открытые и закрытые (с перечнем вариантов ответов); прямые, косвенные; личные,- безличные.
-
Выборка
Обычно опросы проводятся по выборочной совокупности (выборке).Генеральная совокупность все исследованное население. Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Типы выборки сплошные (переписи, референдумы), случайные, специальные. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью. Если нет то ошибка репрезентативности.
-
Социальная и социологическая роль опросов
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений. Для социологов опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
-
Метод наблюдения в социологии
Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.
-
Использование метода Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.
Особенности методасвязаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.
-
Виды наблюдения
Различают включенное и невключенноенаблюдение (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта) Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования) Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов).
-
Анализ документов в социологии
метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации. Виды документов : По способу хранения информации (бумажные, электронные) По характеру источника (официальные, неофициальные)
-
Проблемы при анализе:
достоверность информации и надежность документов. Они решаются в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.
-
Виды анализа:
качественный - углубленное логическое и стилистическое изучение документа. Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии. качественно-количественный (контент-анализ).Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют вне-текстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.