Презентация на тему "Морфемикаи словообразование"

Презентация: Морфемикаи словообразование
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Морфемикаи словообразование", включающую в себя 14 слайдов. Скачать файл презентации 0.16 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Морфемикаи словообразование
    Слайд 1

    Морфемикаи словообразование

  • Слайд 2

    1. Морфемика: 1. Система морфем русского языка. 2. Раздел науки о языке, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов и словоформ. Основным объектом морфемики является морфема – наименьшая значимая часть слова. Центральное понятие – членимость, т.е. способность слова быть разделенным на составляющие его значимые части слова.

  • Слайд 3

    Типы морфем

    КОРЕНЬ общая часть родственных слов, носитель основного элемента лексического значения. ПРЕФИКС аффикс, занимающий положение перед корнем. СУФФИКС аффикс, занимающий в слове место после корня. ФЛЕКСИЯ изменяемая часть словоформы, выражающая грамматиче-ское значение слова. ПОСТФИКС аффикс, занимающий в слове положение после флексии.

  • Слайд 4

    Интерфикс - это часть слова, выполняющая функцию соединительного элемента между корнями сложного слова. Например: вод-О-провод. Аффиксоиды – корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды являются частью сложного слова. Например: ПОЛ-ночь, садо-ВОД.

  • Слайд 5

    Типы аффиксов

    Словообразовательные аффиксы используются для образования новых слов. К ним относятся префиксы, суффиксы, постфиксы и интерфиксы. Например: бежать - прибежать, пробежаться. Формообразующие аффиксы используются для создания словоформ. К ним относятся префиксы, суффиксы и флексии. Например: дом – дома, бежать - бежал, бежала. Основообразующими являются суффиксы инфинитива и настоящего времени глагола. Например: бежать, бежал.

  • Слайд 6

    Формообразующие суффиксы:

    Суффикс инфинитива –ти/ -ть (идти, бежать). Суффикс прошедшего времени –л (думал). Суффикс повелительного наклонения –и/ нулевой с. (иди, брось¤). Суффиксы причастий –ущ /-ющ, -ащ / -ящ, -вш /-ш и др. (прочитавший, бегущий). Суффиксы деепричастий –а / -я, -в / -вши и др. (читая, прочитав). Суффиксы сравнительной степени прилагательных, причастий, наречий – ее / - ей и др. (сильнее, глубже). Суффиксы превосходной степени прилагательных, причастий, наречий –ейш / -айш (сильнейший).

  • Слайд 7

    Нулевые аффиксы – это аффиксы, имеющие план содержания, но не имеющие план выражения. Могут быть как формообразующие, так и словообразующими. Например, формообразующая нулевая флексия: дом¤, бежал¤. Словообразовательный нулевой суффикс: бег¤ (ср: мыслить - мышление, бежать - бег ¤), синь ¤ (ср: белый - белизна, синий - синь ¤).

  • Слайд 8

    В слове флексии, выражающей грамматическое значение, противопоставлена основа слова, выражающая лексическое значение. Основа- это совокупность всех корней, словообразующих и основообразующих аффиксов, представленных в том или ином слове. Категория имени имеет только одну основу, которая может стать образующей для ряда однокоренных слов (серебро - серебряный – серебристый). В системе формообразования глагола и отглагольном словообразовании участвуют две основы глагола: основа инфинитива и прошедшего времени и основа настоящего и будущего времени. Например: чита-ть, чита-л – читай-у, читай-ут.

  • Слайд 9

    Задание

    Выполните морфемный разбор указанных слов: Землетрясение, красавица, семьсот, опись, бессмысленно, ошибался, разберешься, сильнейший, , по-моему, перезвонила, переживание, наработаться, водопроводчик, посмотри, беззащитный, вооруженный, грозящий, проверяя.

  • Слайд 10

    Словообразование: 1. Образование производных слов от однокоренных слов и установившиеся в результате этого формально-смысловое соотношение между производным словом и его производящей базой. 2. Раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке, прежде всего отношения формальной и смысловой производности слов. Ключевые понятия С.: Производящее слово (мотивирующее слово) – слово, от которого образовано другое слово. Производное слово (мотивированное слово) – слово, которое образовано от другого слова. Например: дом – домик, родильный дом – роддом.

  • Слайд 11

    Законы словообразования:

    Слова образуются на основе семантической выводимости. Например, осветительный –от осветить (способный осветить), добреть –от добрый (становиться добрым). Слова образуются от производящих слов или их основ. Например, сосна – сосновый (от производящей основы), бежать – прибежать (от производящего слова). Слова образуются с помощью одного суффикса или одного префикса. В слове могут быть одновременно два словообразующих аффикса – но всегда разные по типу: префикс и суффикс, префикс и постфикс. Например: учить – учитель - учительница, звонить - созвониться.

  • Слайд 12

    Способы словообразования

    1. Морфологический– образование слов на базе имеющихся с помощью морфем: А. Аффиксальный – с помощью аффиксов: суффиксальный (кит - китовый), префиксальный (чудесный - расчудесный), префиксально-суффиксальный (детский – по-детски), постфиксальный (учить - учиться), префиксально-постфиксальный (говорить - разговориться), суффиксально-постфиксальный (толпа – толпиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (земля - приземлиться). Б. Безаффиксный – способ образования сложных слов: сложение: 1) чистое сложение (основа + целое слово), (мороз-о-стойкий) 2) аббревиация (высшее учебное заведение - ВУЗ), 3) сращение – соединение слов, связанных подчинительной связью (лишенный ума - умалишенный), 4) сложносоставной способ – объединение производящих слов целиком (диван-кровать). сокращение (специалист - спец). В. Смешанные способы – сочетание аффиксального и безаффиксного способа – например, сложение с суффиксацией (старшеклассник), сокращение с суффиксацией (велик)

  • Слайд 13

    2. Лексико-семантический – расщепление многозначного слова на омонимы (титан – герой, титан – кипятильник для воды). 3. Лексико-синтаксический – сращение двух или нескольких лексических единиц (спасибо). 4. Морфолого-синтаксический– переход слова из одной части речи в другую (благодаря, мороженое).

  • Слайд 14

    Задание

    Выполните словообразовательный анализ слов: тотчас, МИД, чудом, изба-читальня, отсебятина, овощехранилище. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов: газетчик, безработица, атомоход, пересматривать, оживиться, тишь, по-зимнему, колоситься, открывать.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке