Содержание
-
ЛОГОПЕДИЯ
Нарушения голоса
-
Фонопедия – особая интегративная область логопедии, изучающая голос и методы педагогической коррекции при функциональных и органических его нарушениях.
-
Фонация – сложный психофизиологический акт, который формируется из физиологических составляющих:
1. Голосообразование – производство гортанного звука. 2. Голосооформление – преобразование и оформление гортанного звука в акустический продукт, имеющий индивидуальные характеристики.
-
Голосовой аппарат
энергетический генератор резонаторная аппарат: звука: часть: трахея, бронхи, гортань трахея, бронхи легкие, диафрагма полости носа и рта, придаточ- ные пазухи лба и носа
-
-
-
-
ДыханиеФизиологическое Фонационное
Способы подачи звука (голосовая атака): Твердая атака Мягкая атака Придыхательная атака
-
Теории голосообразования:
Миоэластическая теория (Феррейн, 1741) Нейрохронаксическая теория (R.Husson, 1950) Мукоундулярная теория (J.Perello, 1962)
-
Акустические характеристики голоса
Высота (Гц) – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Сила (громкость, дБ) – субъективное ощущение амплитуды колебаний голосовых складок. Тембр - сложное качество, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов. Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса.
-
Этапы возрастной эволюции голоса
1. Дошкольный (0-7 лет). 2. Домутационный (7-13 лет). 3. Мутационный (13-15лет). 4. Постмутационный (15-17 лет). 5. Становление (17-35 лет). 6. Уверенное функционирование (35-60 лет). 7. Угасание (60 лет и старше).
-
Методы исследования строения и функции голосового аппарата.
Ларингоскопия. Стробоскопия. Логопедическое обследование: Анализ акустических характеристик; Исследование фонационного поля; Определение «голосового поля»; Психологическое обследование.
-
-
Классификация нарушений голоса.
Центральные Органические: ДЦП; ОНМК; неврологические заболевания. Функциональные: истерическая афония Периферические Органические: хронические ларингиты; парезы и параличи гортани удаление опухолей рубцовые стенозы гортани Функциональные: гипертонусные; гипотонусные; спастические дисфонии; фонастения
-
Функциональные дисфонии- нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений. Патогенез: нарушение координации дыхания, голоса и артикуляции.Субъективные синдромы: общеневрологические и местные расстройства
Классификация этиологических факторов: Фонопонозы – патологическое воздействие механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышении его физиологических возможностей. Фононеврозы – психогенные или неврогенные факторы
-
Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок Спастическая дисфония – нейродинамическое расстройство фонации из-за дискоординации работы внутренних, наружных мышц гортани и дыхательных мышц
-
Гипотонусные нарушения голоса
Гипотонусная дисфония – нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Фонастения – функциональное расстройство голоса из-за дискоординации дыхания, фонации, артикуляции и функции резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Причины: острые заболевания ВДП; высокая голосовая нагрузка; соматические заболевания; изменения гормонального статуса; психогенные факторы; Недостаточная постановка голоса.
-
Функциональная (психогенная) афония
Отсутствие голоса центрального происхождения, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц, имеющей нейродинамический характер.
-
Коррекция функциональных дисфоний
Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие: Нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Нормализация мышечного тонуса. Снятие отрицательных патологических наслоений. Постановка физиологического механизма голосообразования, координация фонаторного акта. Введение нового навыка в повседневную жизнь. Фонопедия (О.С.Орлова): Подготовительный этап. Постановка физиологического и фонационного дыхания. Формирование оптимального физиологического механизма голосообразования. Закрепление навыков голосообразования и голосоведения.
-
Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются изменениями акустических качеств голоса.
Причины: механическое повреждение; термическое, механическое или химическое повреждение; новообразования; воспалительные процессы; нарушения кровоснабжения гортани; дисплазии гортани.
-
Периферические парезы и параличи гортани.
Фонопедия (Е.В.Лаврова): Рациональная психотерапия. Коррекция физиологического и фонационного дыхания. Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений. Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.
-
Фонопедия(хронический ларингит)
Ограничение голосовой нагрузки (5-7 дней) Постановка диафрагмального дыхания Обучение приемам комфортного голосоведения и голосооформления при гипертонусе при гипотонусе Отработка приемов голосоведения и голосооформления
-
Новообразования гортани
Доброкачественные: узелки певцов папилломы гортани кисты гортани фибромы гортани Злокачественные.
-
Восстановление голоса после удаления гортани
Вызывание эзофагального (пищеводного) голоса (С.Л.Таптапова) Подготовительный этап – психотерапия; работа над физиологическим и фонационным дыханием. Формирование заместительного механизма фонации. Овладение навыками пользования псевдоголосом. Автоматизация и введение усвоенного в речь.
-
Ринофония – нарушение акустических характеристик голоса в результате изменений физиологического носового резонанса.
Открытая ринофония (органическая и функциональная; врожденная и приобретенная) – гиперназализованный тембр голоса из-за одновременной работы ротового и носового резонатора. Закрытая ринофония (органическая и функциональная) – пониженный физиологический носовой резонанс.
-
Коррекционная работа:
Активизация небно-глоточного затвора; коррекция дыхания; выработка направленной воздушной струи. Постановка голоса; подготовка органов артикуляции. Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.
-
Нарушения голоса у детей.
Органические: врожденные аномалии строения и функции гол.аппарата; травмы гортани; новообразования гортани. Функциональные: перенапряжения голоса; несоблюдение гигиены певческого голоса; нарушение использования голоса в период мутации; психологические факторы; патологические очаги в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.
-
Этапы фонопедической работы:
Подготовительный этап – подготовка функционального базиса постановки голоса. Постановочный этап – обучение наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения. Автоматизация и введение в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения. Этап сопровождения – динамическое наблюдение за качеством голосовой функции в различных условиях.
-
Профессиональные нарушения голоса
Классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса: А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса – певцы, актеры, дикторы. Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса – преподаватели, ораторы, переводчики, телефонисты, воспитатели, учителя. В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде – адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры.
-
Причины нарушений голоса профессионалов:
- большая голосовая и нервно-эмоциональная нагрузка; частые простудные заболевания; неблагоприятные условия труда; стрессовые факторы; отсутствие навыков техники речи.
-
Профилактика нарушений голоса:
охрана и воспитание голоса с детства; недопустимость форсирования голоса; пение в соответствующем диапазоне; закаливание организма; постановка голоса; не допускать курения, алкоголя, горячей, холодной, острой пищи; остерегаться простудных заболеваний; предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.