Содержание
-
Проектная деятельность дошкольников. Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности в истории российского образования.
-
Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
-
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В. Килпатрик считал, что только деятельность, связанная с окружающейребенка реальностью, соответствует детским интересам. Он предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
-
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. Писал: «Что такое методпроектов?» термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
-
Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода: - исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня; - детские проекты как бы копируют различные стороны бытия; - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют; - проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
-
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
-
Универсализация проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах, на учебно-опытных участках, приобретали лишь не знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. Проектный метод был осужден.
-
За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтесори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех.
-
Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: «Мир растений», «Мир животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
-
Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.
-
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдоки-мовой и др.).
-
В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А.И.Савенковым (2000), старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой (2001). Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова (2002). Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б.В. Хозиев (2002).
-
Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Евдокимова Е. (2003). Коллектив педагогов ДОУ № 183 г. Москвы успешно применяет метод проектов в деятельности дошкольного учреждения (2003).
-
По мнению А. Данюковой, «метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике».
-
По мнению А. Данюковой, «метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и можетшироко использоваться в учреждении любого типа детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике».
-
А.Савенков предлагает для знакомства детей старшего дошкольного возраста с методикой проведения учебных исследований дать представление каждому ребенку о «технике» проведения исследования.
-
Интерес для нас представляет работа Л.И. Сайгушевой, в которой автор предлагает следующую модель структуры трудового процесса – «лесенку труда», включающей 5 ступенек: что задумали сделать (что надо сделать); определение материала, который надо выбрать; инструмент, необходимый для работы; обдумывание порядка действий; представление результата того, что сделали.
-
Е. Евдокимова в своей статье «Проект как мотивация к познанию» выделила уровни выполнения творческого проекта. Она предлагает использовать проекты, каждый уровень выполнения которого соответствует возрастной группе детей, начиная с 3 лет.
-
Проанализировав работы вышеуказанных авторов, мы полагаем, что в проектной деятельности дошкольников центральными компонентами выступают сознательно поставленная цель и сознательный выбор способа ее достижения. Проектная деятельность дошкольников представляет собой систему обучения, при которой дети старшего дошкольного возраста приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.