Содержание
-
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
-
Специальная психология– отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. Объект специальной психологии- дети, подростки, а также лица старшего возраста с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие вследствие данных отклонений особые образовательными потребности. Возникновение специальной (от греч. specialis - особенный) психологии как самостоятельной отрасли можно отнести к 60-м гг ХХ века. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ, число таких людей достигает 13 %. Среди них около 200 млн детей с ограниченными возможностями.
-
Задачи специальной психологии: - изучение закономерностей психического развития различных категорий аномальных детей (на основе сравнения с нормально развивающимися); - изучение специфики познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; разработку методов и способов диагностики различных типов нарушений психического развития; изучение психологических проблем, возникающих в процессе социалиации и интеграции в общество лиц с различными типами аномального развития; поиск путей и способов формирования адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения.
-
Разделы специальной психологии: - олигофренопсихология – психология умственно отсталых; - тифлопсихология– психология слепых и слабовидящих; - сурдопсихология - психология глухих и слабослышащих. Позже появились новые разделы: - психология детей с временными задержками психического развития (ЗПР); - психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; - психология детей с двигательными нарушениями; - психология детей с недостатками речи. В настоящее время продолжается дифференциация и возникновение новых областей. Так, например, - не так давно появилась отрасль психология детей со сложными недостатками развития.
-
Дефектология – изучает закономерности и особенностиразвития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектология: 1. Специальная психология. 2. Специальная педагогика. 3. Сурдотехника - разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта слуха. 4. Тифлотехника. - разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта зрения.
-
Специальная педагогика: - сурдопедагогика – изучает процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; - тифлопедагогика - изучает процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения; - олигофренопедагогика - изучает процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей; - логопедия – проблемы изучения и исправления недостатков речи.
-
Задачи специальной педагогики: - изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности с аномалиями развития; - разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями; - разработка для лиц с особыми образовательными потребностями стандартов, учебников, концепций и программ; - внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; - совершенствование учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности и др.
-
Специальная психология и смежные науки Специальная психология тесно связана с патопсихологией, психопатологией, психотерапией, психиатрией и др. Патопсихология - исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой. Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая психологи-ческие аспекты профилактики, диагностики и реабилитации больных. Психиатрия (медицинская наука) – изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения. Психопатология (раздел психиатрии)– причины закономерности и механизмы появления протекания и развития психозов и иных психических расстройств, также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения.
-
-
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (сформулированы Г.М. Дульневыми А.Р. Лурия). Первое – нормальная работа головного мозга и его коры. Второе - нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов. Третье – сохранность органов чувств, которые обес-печивают нормальную связь ребенка с внешним миром. Четвертое – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в образовательной школе.
-
Факторы недостаточности психофизического развития человека По времени воздействия выделяют патогенные факторы: пренатальные (до начала родовой деятельности); натальные (в период родовой деятельности) постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенными.
-
Причины аномалий развития Биологические Социальные Врожденные Приобретенные Неблагоприятная Депривация социальная среда Врожденные Генетические (наследственные) Пренатальная патология Генетические (наследственные) - хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате мутаций. Мутации – наследственное изменение признака, связанное с нарушением последовательности генетического материала.
-
Виды мутаций
-
Пренатальная патология – патогенные факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период. Патогенные факторы: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); венерические заболевания (гонорея, сифилис); эндокринные заболевания матери, в частности диабет; несовместимость по резус-фактору; биохимические вредности; серьезные отклонения в соматическом здоровье матери; токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине; - физические и психические травмы и др.
-
Приобретенные Натальные нарушения Постнатальные нарушения Виды приобретенных нарушений
-
Социальные причины Неблагоприятная социальная среда Депривация Неблагоприятная социальная среда – влияет, прежде всего, на психологическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению аномалий (например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы). Неблагоприятная социальная среда Объективные факторы Субъективные факторы
-
Объективные факторы
-
Субъективные факторы
-
Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека. Виды депривации
-
Эмоциональная депривация
-
Понятие и структура дефекта Понятие дефекта - центральное для специальной психологии и педагогики. Л.С. Выготский: «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе». Дефект – это физический и психический недостаток, вызывающий нарушение нормальное развитие ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого. - первично нарушенные функции ( первичный дефект); - вторично задержанные ( вторичный дефект); - сложный дефект.
-
Первичный дефект (или ядерное нарушение)– повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическим факторами. Вторичный дефект(или системные нарушения)- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятии и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у олигофренов и пр.). Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественный своеобразием
-
Типы нарушений развития Л.С. Выготский: «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка». В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств); рабочий аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами); центральная нервная система. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: - повреждение воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота); - повреждение или частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки); - недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).
-
Типы нарушений по В.В. Лебединскому
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3)выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений; 4)разработка психических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции; 5) разработка социально - психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.