Презентация на тему "ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ"

Презентация: ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Включить эффекты
1 из 75
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ". Презентация состоит из 75 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.21 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    75
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
    Слайд 1

    ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

  • Слайд 2

    Специальная психология– отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. Объект специальной психологии- дети, подростки, а также лица старшего возраста с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие вследствие данных отклонений особые образовательными потребности. Возникновение специальной (от греч. specialis - особенный) психологии как самостоятельной отрасли можно отнести к 60-м гг ХХ века. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ, число таких людей достигает 13 %. Среди них около 200 млн детей с ограниченными возможностями.

  • Слайд 3

    Задачи специальной психологии: - изучение закономерностей психического развития различных категорий аномальных детей (на основе сравнения с нормально развивающимися); - изучение специфики познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; разработку методов и способов диагностики различных типов нарушений психического развития; изучение психологических проблем, возникающих в процессе социалиации и интеграции в общество лиц с различными типами аномального развития; поиск путей и способов формирования адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения.

  • Слайд 4

    Разделы специальной психологии: - олигофренопсихология – психология умственно отсталых; - тифлопсихология– психология слепых и слабовидящих; - сурдопсихология - психология глухих и слабослышащих. Позже появились новые разделы: - психология детей с временными задержками психического развития (ЗПР); - психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; - психология детей с двигательными нарушениями; - психология детей с недостатками речи. В настоящее время продолжается дифференциация и возникновение новых областей. Так, например, - не так давно появилась отрасль психология детей со сложными недостатками развития.

  • Слайд 5

    Дефектология – изучает закономерности и особенностиразвития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектология: 1. Специальная психология. 2. Специальная педагогика. 3. Сурдотехника - разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта слуха. 4. Тифлотехника. - разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта зрения.

  • Слайд 6

    Специальная педагогика: - сурдопедагогика – изучает процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; - тифлопедагогика - изучает процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения; - олигофренопедагогика - изучает процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей; - логопедия – проблемы изучения и исправления недостатков речи.

  • Слайд 7

    Задачи специальной педагогики: - изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности с аномалиями развития; - разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями; - разработка для лиц с особыми образовательными потребностями стандартов, учебников, концепций и программ; - внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; - совершенствование учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности и др.

  • Слайд 8

    Специальная психология и смежные науки Специальная психология тесно связана с патопсихологией, психопатологией, психотерапией, психиатрией и др. Патопсихология - исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой. Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая психологи-ческие аспекты профилактики, диагностики и реабилитации больных. Психиатрия (медицинская наука) – изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения. Психопатология (раздел психиатрии)– причины закономерности и механизмы появления протекания и развития психозов и иных психических расстройств, также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (сформулированы Г.М. Дульневыми А.Р. Лурия). Первое – нормальная работа головного мозга и его коры. Второе - нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов. Третье – сохранность органов чувств, которые обес-печивают нормальную связь ребенка с внешним миром. Четвертое – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в образовательной школе.

  • Слайд 11

    Факторы недостаточности психофизического развития человека По времени воздействия выделяют патогенные факторы: пренатальные (до начала родовой деятельности); натальные (в период родовой деятельности) постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенными.

  • Слайд 12

    Причины аномалий развития Биологические Социальные Врожденные Приобретенные Неблагоприятная Депривация социальная среда Врожденные Генетические (наследственные) Пренатальная патология Генетические (наследственные) - хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате мутаций. Мутации – наследственное изменение признака, связанное с нарушением последовательности генетического материала.

  • Слайд 13

    Виды мутаций

  • Слайд 14

    Пренатальная патология – патогенные факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период. Патогенные факторы: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); венерические заболевания (гонорея, сифилис); эндокринные заболевания матери, в частности диабет; несовместимость по резус-фактору; биохимические вредности; серьезные отклонения в соматическом здоровье матери; токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине; - физические и психические травмы и др.

  • Слайд 15

    Приобретенные Натальные нарушения Постнатальные нарушения Виды приобретенных нарушений

  • Слайд 16

    Социальные причины Неблагоприятная социальная среда Депривация Неблагоприятная социальная среда – влияет, прежде всего, на психологическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению аномалий (например, снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы). Неблагоприятная социальная среда Объективные факторы Субъективные факторы

  • Слайд 17

    Объективные факторы

  • Слайд 18

    Субъективные факторы

  • Слайд 19

    Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека. Виды депривации

  • Слайд 20

    Эмоциональная депривация

  • Слайд 21

    Понятие и структура дефекта Понятие дефекта - центральное для специальной психологии и педагогики. Л.С. Выготский: «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе». Дефект – это физический и психический недостаток, вызывающий нарушение нормальное развитие ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого. - первично нарушенные функции ( первичный дефект); - вторично задержанные ( вторичный дефект); - сложный дефект.

  • Слайд 22

    Первичный дефект (или ядерное нарушение)– повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическим факторами. Вторичный дефект(или системные нарушения)- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятии и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у олигофренов и пр.). Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественный своеобразием

  • Слайд 23

    Типы нарушений развития Л.С. Выготский: «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка». В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств); рабочий аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами); центральная нервная система. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: - повреждение воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота); - повреждение или частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки); - недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).

  • Слайд 24

    Типы нарушений по В.В. Лебединскому

  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36
  • Слайд 37

    3)выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений; 4)разработка психических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции; 5) разработка социально - психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48
  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57
  • Слайд 58
  • Слайд 59
  • Слайд 60
  • Слайд 61
  • Слайд 62
  • Слайд 63
  • Слайд 64
  • Слайд 65
  • Слайд 66
  • Слайд 67
  • Слайд 68
  • Слайд 69
  • Слайд 70
  • Слайд 71
  • Слайд 72
  • Слайд 73
  • Слайд 74
  • Слайд 75
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке