Содержание
-
Основы композиции
Презентация учебного курса для специальностей 280900 Конструирование швейных изделий 280800 Технология швейных изделий Ст. преподаватель кафедры сервиса и моды Зайцевой Т.А.
-
Тема 1. Основные понятия в проектировании костюма. Функции костюма и моды. История развития моделирования детской одежды.
-
Композиция (от лат. compositio)-
Составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определённой идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Композиция –наиболее яркий показатель художественного воображения.
-
Три главных формальных признака композиции:
Целостность; Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты; Уравновешенность.
-
-
Целостность
Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции.
-
-
Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты
Это когда главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассмотрении произведения. Это смысловой центр композиции.
-
Уравновешенность
Уравновешенность (статическая или динамическая)- это, та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации
-
-
-
Типы композиции:
Замкнутая композиция-это когда изображение вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей.
-
Открытая композиция -её заполненность двояка.
Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчинённых элементов. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории.
-
Симметричная композиция
Основная её черта-равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы- стремление к устойчивости.
-
-
Асимметричная композиция
Она не содержит оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, но асиметричность не снимает проблему уравновешенности.
-
-
Статическая композиция
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.
-
-
Динамическая композиция
Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает время, скорость, напор. Динамичные композиции почти всегда асимметричные и открытые.
-
-
Формы композиции
Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятия элементов, составляющих форму окружающего мира: Точка; Линия; Плоскость; Объёмная поверхность; Пространство. Используя эти понятия легко классифицировать формы композиции.
-
Точечная (центрическая) композиция
Здесь всегда определяется центр. Он может быть центром в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно или равноудалённо располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна. Значение центра наиболее подчёркивается в круговой композиции.
-
-
-
-
Линейно-ленточная композиция
Её общее расположение обычно вытянуто в каком либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и частично динамичной.
-
Плоскостная (фронтальная) композиция
Предполагает заполненность изображением всей плоскости листа, Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, не имеет ярко выраженного одиночного фокуса.
-
-
Объёмная композиция
Включает в себя новое качество-протяжённость во времени, она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена единым взглядом полностью. Такая композиция весьма чувствительна к освещённости произведения, причём основную роль играет не сила света, а его направленность.
-
Пространственная композиция
Во-первых, это сценическая композиция, включающая в себя декорации, бутафорию, мебель и т.д. Во-вторых, ритмическая организация групп в танце (т.е. цвет и форма костюмов). В-третьих выставочные комбинации декоративных элементов в залах или витринах. Во всех этих композициях активно используется пространство между предметами. Большую роль здесь также играет освещение.
-
Комбинация композиционных форм
В реальных конкретных произведениях формы композиции в чистом виде встречаются не всегда.
-
-
Тема 2
Композиционное формообразование. Фигура человека как объект проектирования. Возрастные особенности сложения детей по возрастным группам. Основные элементы композиции.
-
Композиционное формообразование
Формообразование - это категория художественной деятельности, дизайна и технического, обозначающая процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками. Композиционное формообразование – процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.
-
Форма- морфологическая и объёмно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Геометрический вид- свойство формы, определяемое соотношением её размеров по трём координатам пространства. Характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности. Конструкция – устройство, взаимное расположение частей, состав чего-либо.
-
Масса- основная физическая характеристика материи. Силуэт- плоскостное зрительное восприятие объёмных форм одежды, для характериски иногда сравнивают с простыми геометрическими формами. Композиция формы одежды строится на линиях разного вида: силуэтных, конструктивных (швы), конструктивно-декоративных (рельефы, подрезы, акцентированные швы), декоративных (подчёркнутых отделкой).
-
Факторы, влияющие на характер детской одежды.
На характер детской одежды влияют: Функциональность Климатические условия Возрастные особенности телосложения.
-
Функциональность
Дети быстро развиваются и достаточно подвижны, поэтому одежда должна быть комфортной и эргономичной. Неудобный костюм может отрицательно сказаться на развитии и здоровье ребёнка. Все детали должны быть функциональны и располагаться в удобных для ребёнка местах.
-
Климатические условия
Температура, влажность и движение воздуха- в зависимости от климата по разному действуют на охлаждение тела ребёнка. Поэтому для каждого климатического пояса необходимо своё решение: предъявляются особые требования к материалам и разное количество предметов в детском комплекте одежды.
-
Возрастные особенности телосложения
У ребёнка в процессе роста постоянно меняются пропорции тела, в связи с этим детей делят на пять возрастных групп: Ясельная- от 1года до 3 лет. Дошкольная от 3 до 7 лет Младшие школьники от 7 до 11 лет Младшие подростки от 11 до 14 лет Старшие подростки от 14 до 16 лет
-
Возрастные особенности пропорций детской фигуры
-
Требования, предъявляемые к материалам для детской одежды.
Основными требованиями к тканям для детской одежды являются: Гигиенические Эстетические Физико-механические В зависимости от конкретного назначения изделия эти требования различны.
-
Тема 3
Средства гармонизации композиции. Согласованность образного и композиционного решения костюма.
-
Приёмы гармонизации композиции
Композиция определяет общие закономерности построения формы в дизайне одежды. Целью композиции является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
-
Приёмы композиции:
Контраст, нюанс, тождество Масштаб, масштабность, Симметрия, асимметрия, Статика, динамика.
-
Варианты контрастных частей костюма в коллекции одежды
-
Приёмы композиции
Нюанс -незначительное различие характеристик с элементами подобия. Тождество-равенство характеристик, форм, размеров, пластики, цвета, фактур. масштабность, соразмерность формы костюма и её элементов фигуре человека. Масштаб- относительная величина предмета.
-
Композиционный центр-та часть, которая достаточно ясно выражает главную идею, несет на себе всю смысловую нагрузку. Выделение главного в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека, фиксирующего своё внимание на сильнодействующем раздражителе
-
Разработка аппликаций для детской одежды
Аппликация строится по принципу монокомпозиционного решения. Она формирует воображение и влияет на рост творческих способностей ребенка. Может быть только декоративным элементом, а может и функциональным (аппликация и карман). Мотивом аппликации может служить любой предмет, главное условие- лаконичность по форме.
-
Разработка одежды для детей ясельного и дошкольного возраста
Дети этой группы активно растут. У детей до года голова относится к длине всего тела как 1/3. Чаще всего одежда младенца характеризуется утилитарными требованиями. Пропорции детей ясельного возраста 1/4,5 или 1/4, осанка имеет некоторое отклонение назад. Чтобы детская фигурка воспринималась более пропорционально используется прямой силуэт, в платьях для девочек- трапециевидный. Ассортимент в ясельной группе и для девочек, и для мальчиков в большей степени одинаков.
-
Разработка одежды для детей дошкольного возраста
Пропорции в этом возрасте составляют 1/5 или 1/5,5. у дошкольников идет активный физиологический рост. Основные формы одежды: трапециевидные и прямоугольные. Трапециевидные может быть А-образного или Д- образного силуэтов, что достигается изменением положения талии.
-
Вертикальная симметрия в моделях одежды
-
Асимметрия в моделях одежды
-
Тема 4
Закономерности композиций. Пропорции. Ритм.
-
Принципы построения композиции
Единство содержания и формы Целостность структуры Соразмерность элементов Соподчинение элементов Наличие композиционного центра и равновесие частей Цельность
-
Соразмерность-соразмерность элементов композиции между собой и с фигурой человека. Соподчинение-подчинение второстепенных элементов формы главному. Цельность- целостное восприятие всей художественной формы. Пропорции- размерные соотношения элементов формы.
-
Ритм
Ритм- чередование каких-либо элементов происходящие с определенной последовательностью, частотой; служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности. Признак ритма- повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или пространстве.
-
Ритмические ряды
Повторяемость элементов может быть простая (статическая или метрическая) и сложная (динамическая). Статический ритмический ряд (метрический ритм)- это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд- это сложное проявление ритма при изменяющейся с определенной математической закономерностью размеров элементов и интервалов между ними.
-
Динамический ритмический ряд предполагает изменение: увеличение или уменьшение элемента по величине при равных интервалах; возрастание или убывание интервала по величине при равных по величине элементах; возрастание или убывание по величине элементов и интервалов. Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение.
-
Элементы на которые приходятся акценты называются активными. Элементы, не имеющие акцентов,- пассивными. Равномерные чередования активных и пассивных элементов называются метром. Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом. Скорость нарастание движения элементов называется темпом. Он может быть медленным, умеренным и быстрым.
-
Ритм в костюме
Ритмы в костюме могут быть: лучевыми, радиальными, спиральными, встречной направленности. На ритме в костюме строится очень много: складки, фалды, воланы, сборки; ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппотные ткани; разного вида отделка и фурнитура; ритмические повторы слоев ткани.
-
Примеры использования ритма в композиции костюма
-
Одежда для детей младшего школьного возраста
Пропорции составляют 1/6 или 1/6,5. Основная деятельность ребенка в этом возрасте школьные занятия, увлечения спортом. Поэтому гардероб школьника делится по назначению: одежда для занятий в школе, для занятий спортом, для игр дом и на улице, верхняя одежда. Основные силуэты- прямой, полуприлегающий, для девочек с расширенной талией. Общий стиль- спортивный.
-
Одежда для детей старшего школьного возраста
Подростковый возраст отличается анатомо-физиологической перестройкой организма: резким скачком в росте, увеличением веса, изменением функции гормональной системы. В этот период складываются черты характера, формируются убеждения, появляется особый интерес к своей внешности. Пропорции фигуры приближаются к взрослым. Костюмы могут быть выполнены в четырех силуэтах: полуприлегающий, прямой и трапециевидный, а так же свободный. Стилевое решение отличается разнообразием.
-
Тема 5
Симметрия и асимметрия в организации костюма
-
Симметрия
Симметрия- одинаковость расположения элементов относительно точки или оси симметрии. Тело человека- симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей сверху вниз через середину тела.
-
Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения единства и художественной выразительности проектируемой модели.
-
Эскиз костюма с симметричной композицией
-
-
Асимметрия
Асимметрия не содержит оси или точки симметрии. Придаёт форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С точки зрения динамики важны расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей.
-
Эскиз костюма с асимметричной формой
-
Эскиз костюма с асимметричным распределением различных по цвету пятен
-
Эскиз костюма с асимметричным расположением конструктивных деталей
-
Динамика
Динамика- это неустойчивое расположение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при её общей статичности. Динамика в современной одежде проявляется в асимметричном крое, в разрушении комплекса костюма (одна штанина, половина куртки), в свободно драпирующихся деталях и т.д.
-
Эскиз костюма с динамичной формой
-
Эскиз костюма со статичной формой
-
Тема 6
Цвет в композиции костюма Теория цвета Фактура в композиции костюма Художественно-колористическое решение в детской одежде.
-
Цвет в композиции костюма
Цвет – самое сильное средство в композиции костюма. Цвета разделяют на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения.
-
Светлота
Светлота- это безразмерная величина, используемая для количественной оценки различия между зрительными ощущениями, вызываемыми двумя смежными поверхностями.
-
Характеристики хроматических цветов:
Насыщенность Тон Светлота
-
Насыщенность- степень наличия чистого пигмента в цвете. Тон- наличие в одном цвете примесей другого цвета. Светлота- степень разбеления
-
Теория гармоничных цветовых сочетаний
Существуют гармонии чистых спектральных цветов. Это цвета радуги: красный- оранжевый- жёлтый- зелёный- голубой – синий – фиолетовый. Одна из цветовых гармоний – это гармония цветового круга.
-
Цветовой круг
Цветовой круг строится на контрастных парах, находящихся на концах диаметров круга, кроме того между ними находятся растяжки промежуточных цветов. фиолетовый жёлтый красный зелёный
-
С помощью цветового круга можно получить родственные и родственно – контрастные цветовые сочетания, путём соединения точек круга.
-
Фактура
Фактура- поверхность формы- создаёт внешний вид изделия и определяет его зрительный образ. Применение в одной модели материалов разных фактур даёт возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности.
-
Эскизы моделей одежды из тканей разной фактуры
-
Тема 7
Зрительные иллюзии в одежде
-
Зрительные иллюзии в одежде
Иллюзии – искажённое восприятие действительности, обман восприятия. Существует ряд иллюзий, важных для моделирования одежды.
-
Иллюзия переоценки вертикали- вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия может приближаться к разнице в 1/3. Иллюзия заполненного пространства- заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное.
-
Иллюзия переоценки вертикали
-
Иллюзия заполненного пространства
-
Иллюзия переоценки острого угла
-
Иллюзия переоценки острого угла- расстояние между сторонами острого угла кажется больше реального. Иллюзия контраста- маленькая форма рядом с большей кажется ещё меньше и наоборот.
-
Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура- фигура с замкнутым контуром кажется меньше чем с незамкнутым. Иллюзия полосатой ткани- правильно выбранное расположение и ритм полос придаёт стройность полной фигуре.
-
Иллюзия сокращения объёма при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями- создаётся путём использования асимметрии при распределении цветовых пятен. Иллюзия расчленения формы- форма одежды читается чётко, если она заполнена активным рисунком.
-
Иллюзия трёхмерного пространства- модели с иллюзией пространственного решения рисунка. Получаемый эффект зависит от применяемого рисунка и его расположения. Иллюзия пространственности- при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка.
-
Иллюзия психологического отвлечения- чтобы скрыть определённый недостаток фигуры, внимание направляют в другое место в одежде или целенаправленно подчёркивают достоинства внешности человека.
-
Тема 8
Основы графического моделирования на начальном этапе изучения основ композиции. Типы проектно графического изображения.
-
Основы графического моделирования на начальном этапе изучения основ композиции.
Графика- вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающее собственными изобразительными средствами и возможностями.
-
Графика- одно из профессиональных средств дизайнерского проектирования. Она помогает решить проективную задачу достаточно простыми средствами. Это переход от мыслительной деятельности к быстрому поиску оптимального решения в процессе первоначального этапа проектирования.
-
Типы проектно графического изображения
Этапы проектирования Набросок- первоначальный графический замысел Поисковый рисунок с разработкой графических вариантов или деталировкой проектного изделия Эскизное проектирование- разработка идеи проекта в совокупности с нахождением образного решения, с подбором материалов и аксессуаров
-
Построение чертежей конструкции Выполнение макета в материале с уточнением конструкторского и технологического решения первоначальному эскизу.
-
Графические приёмы изображения
Эскиз-поиск – набросок проектной идеи Эскиз-подача – использование его в печатной графике Технический эскиз – точное, ясное изображение без искажения пропорциональных соотношений моделей и фигуры человека, выполненное достаточно простыми художественными средствами.
-
Варианты идеи эскизного проекта
-
Поисковый рисунок с проектной деталировкой изделия
-
Графический набросок моделей
-
При графическом моделировании решают следующие задачи: Выявляют важнейшую задачу проекта, подчёркивая её графикой; Если становится задача поиска индивидуального образа, подчёркивают и заостряют образное решение; Если необходимо эскиз очищают от всего лишнего, опуская второстепенное.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.