Содержание
-
Основы лингвистических исследований
-
Место лингвистики в системе научного знания. Научные парадигмы в лингвистике..
Лекция 2
-
Языкознание, или лингвистика, -
это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
-
Языкознание в системе научных знаний
С историей языкознание связано потому, что история язы-ка является частью истории народа. С историей общества изменяется словарный состав языка, сфера его деятельнос-ти и характер функционирования. Язык как продукт речевой деятельности индивида являет-ся предметом изучения психологии. В середине XX в. воз-никла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения. Языкознание связано с педагогикой. Речь идет, прежде всего, о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка.
-
Из естественных наук языкознание соприкасается глав-ным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физио-логическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека. Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи. Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. В последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представле-ние о языке как ключе к пониманию мышления и знания.
-
С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем. Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации. Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.
-
Наблюдается теснейшая связь между языкозна-нием и семиотикой, которая изучает общее в стро-ении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса.
-
Теснее всего языкознание связано с литературо-ведением, которое видит в языке средство форми-рования и выражения и форму существования художественного содержания произведений лите-ратуры. Литературоведение и языкознание состав-ляют общую науку – филологию, предметом кото-рой является текст. Языкознание анализирует язы-ковые средства в речи, стиль текста.
-
Научные парадигмы в лингвистике
-
Научная парадигма
Существующие в каждую эпоху некоторые общие тенденции мысли во всех областях познания. Совокупность общих идей и даже философских установок. (от греч.παράδειγμα, «пример, модель, образец»)
-
Научные парадигмы в лингвистике
опирается на принцип историзма и рассматри-вает язык в его возник-новении и развитии, т. е. необратимом, направ-ленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами самого языка и условиями его функционирования. генетическая (историческая, эволюционная)
-
Организационный аспект языка как знаковой систе-мы, касающийся внутрен-него устройства сложного языкового целого (в отвле-чении от фактора времени), выявления и группировки языковых единиц, их систе-матики и классификации, объединения этих единиц в нерасторжимое целое. Таксономическая (системно-структурная)
-
антропоцентрическая (коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагматическая, или просто прагматическая) Этой парадигме лингвистика обязана утверждением фактора человека как субъекта деятельности в самом широком смысле, деятельности общения, коммуникативной и речевой деятельности, более тесным включением в круг человековедческих наук.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.