Содержание
-
Основы психологической помощи детям.
ГБУЗ РТ «Респсихбольница», 6-0074, 6-34-08
-
психогенно-травмирующих факторы
катастрофические (ЧС), которые могут вызвать состояние дистресса(природные катаклизмы, аварии, насилие) Сверхсильные, острые (смерть на глазах ребенка, убийство) сверхзначимые для ребенка(смерть РОДИТЕЛЕЙ, неожиданный уход из семьи; известие, что ребенок приемный )(«цепочки») Хроническиепсихические травмы(неблагополучная семья, закрытые дет. учреждения, Неправильным воспитанием) отвержение ребенка
-
Уровни нервно-психического реагирования
соматовегетативный (0-3 года)психомоторный (4-10 лет)аффективный (7-12 лет)эмоционально-идеаторный (12-16 лет)
-
три последовательных этапа
острый от нескольких часов до нескольких недель(затрагивающие в основном сферу эмоций и поведения) подострый (переходный) от нескольких недель до полугода(ДЕЗАДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ, СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ, СТРАХ, ТРЕВОГА, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ) отставленный свыше полугода (эмоциональную, волевую, когнитивную, поведенческую)
-
ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ
ДОШКОЛЬНЫЙ- НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, ДНЕВНЫЕ ОПАСЕНИЯ, ЖАЛОБЫ НА НЕДОМОГАНИЕ. НАЧ.ШКОЛА- СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СНИЖЕНИЯ ВНИМАНИЯ И СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. ПОДРОСТКИ- НЕУСТОЙЧИВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ЧУВСТВО ВИНЫ, КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, НЕВРОЗ, УСТРАШАЮЩИЕ СНОВИДЕНИЯ.
-
Отставленный периодСПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ:
Посттравматическое стрессовое расстройство Генерализованное тревожное расстройство Паническое расстройство Соматоформное расстройство Ипохондрическое расстройство Манифестация эндогенных расстройств Девиантное поведение Злоупотребление ПАВ
-
Методики диагностики необходимо подбирать с учетом:
Актуального состояния Возрастных особенностей Выдвинутых диагностических гипотез
-
В острый период детям дошкольного и младшего школьного возраста
Наблюдение с минимальным использованием метода беседы Игровые (интерактивные) методы с использованием мягких игрушек Проективные, прежде всего, рисуночные методики
-
В острый период подросткам
Наблюдение, беседа Игровые (интерактивные) методы Проективные, прежде всего, рисуночные методики «Свободный рисунок», «Приятный рисунок»,«Неприятный рисунок» Когнитивно-поведенческую терапию.
-
В острый период:
Психодиагностику нецелесообразно выделять в отдельный этап работы Она включается в структуру психокоррекции (психотерапии) учитывая индивидуальные особенности ребенка. Выступает вспомогательным средством для достижения адаптационного эффекта Психообразование членов семьи.
-
В отставленный период:
Диагностика проводится в соответствии с актуальными проблемами Кроме того, по возможности, следует проводить оценку травматических переживаний. Восстановление витальных функций (питание, сон и т.п.) Обеспечение достаточного уровня активности и ее упорядочение Преодоление (частичное) фобических проявлений Нормализация (частичная) настроения Ослабление тревоги, флешбэк симптомов Коррекция грубых нарушений поведения
-
Методы психокоррекции
Релаксационные (вне зависимости от возраста) Элементы игровой терапии (с детьми младших возрастов) Элементы конструктивной деятельности Элементы арт-терапии (вне зависимости от возраста) Элементы диалоговых методов (преимущественно со старшими подростками) Поведенческие - направленные на позитивное подкрепление минимальных достижений (вне зависимости от возраста и актуального состояния ) Психообразовательные (для членов семей)
-
Цель коррекции.
социально- психолого- педагогическая реабилитация, направленная восстановления нормального, привычного, присущего до получения психической травмы функционирования Эмоциональную сферу Социальную сферу Регулярное посещение школы (детского дошкольного учреждения) Когнитивную сферу Коммуникативную сферу На семейном уровне В более широком контексте
-
Формы работы:
Индивидуальные Групповые Семейные
-
Материально-техническое обеспечение психокоррекции, стимулирующее восстановление определенных видов деятельности
Зона сюжетно-ролевой игры (игрушки: «Кукольный домик», «Больница», игрушечная мебель, посуда, фигурки людей, зверей и т.п.) Учебная зона (школьно-письменные принадлежности, элементы школьной мебели и т.п.) Зона конструктивной деятельности (конструкторы) Зона спортивных игр (тренажеры, шведская стенка, сухой бассейн, мячи и т.п.) Зона творческой активности (краски, бумага, материалы для коллажей и т.п.) Зона отреагирования агрессии (боксерская груша, надувные мечи, молотки и т.п.) Зона релаксации (аквариум, музыкальное сопровождение, коврики, матрасы, подушки
-
Получаемые эффекты
десенсибилизация страхов, опасений, уменьшение тревоги. Снятие психического напряжения с помощью релаксационных методов Включение ребенка в совместную деятельность Стимулирование любых форм активности: эмоциональной, познавательной, коммуникативной (за исключением деструктивно-агрессивных, направленных на любые живые объекты)
-
Направление работы с семьей
Индивидуальная работа с психотравматичными переживаниями родителей В случае гибели одного из родителей или невозможности выполнять родительские обязанности формирование замещающих моделей детского-родительского взаимодействия Формирование родительской компетентности Преодоление стигматизирующих тенденций, и позиции «больного ребенка в семье» Реинтеграция семейных связей и функций
-
Искусство родителей- воспитать ребенка свободным, то есть способным выбрать действительно свой путь
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.