Содержание
-
Особенности коррекционно-развивающего обучения в аспекте ФГОС ДО
Худякова Ю.П. МБДОУ ЦРР- детский сад №10 «Россияночка»
-
Нормативная база
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Предъявляет требования: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
-
Содержание основной программы
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.
-
Принципы образования, заложенные в ФГОС
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка принцип необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
-
Стандарт направлен на цели:
повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
-
Задачи стандарта
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
ФГОС ДО и коррекционная работа в условиях ДОУ
-
Коррекционное пространство в ДОУ в соответствии с ФГОС
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
-
Ограниченные возможности здоровья
Под ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) понимается любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах Обучающиеся с ОВЗ – физические лица, имеющие недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
-
Категории детей с нарушениями развития
дети с минимальными нарушениями слуха; дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; дети с нарушениями речи ( ОНР, ФФНР, ФНР) дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной) педагогически запущенные дети; дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы , (гиперактивность, синдром дефицита внимания); дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
-
Программа коррекционной работы содержит несколько направлений:
Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление Информационно-просветительское направление Консультативная работа
-
Основные разделы коррекционной программы
Целевой (цели, задачи, принципы реализации коррекционной программы); Содержательный( содержание программы; этапы и механизм реализации; основные направления коррекционной работы; организацию ПМП-сопровождения; систематизация материалов комплексно-тематического планирования по возрастам.) Организационный раздел(соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, беспрепятственный доступ детей к объектам инфраструктуры ДОУ, реализующего инклюзивную практику, социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей детей с ОВЗ)
-
Содержание коррекционной программы с учетом ФГОС
Включает в себя: содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т.ч. индивидуально-ориентированных), обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала; планируемые результаты коррекционной работы.
-
Специальные образовательные условия
включают в себя: психолого-педагогические условия, программно-методические условия, кадровые условия, материально-технические условия, Развивающая предметно-пространственная среда.
-
Психолого-педагогические условия
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
-
Программно-методические условия
Своевременное выявление детей с ОВЗ; Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ; Составление индивидуального маршрута развития; Планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы; Оценивание динамики развития и эффективности коррекционной работы; Определение условий воспитания и обучения ребенка; Консультирование родителей ребенка.
-
Материально-техническое условия
Соблюдение санитарно- гигиенических норм образовательного процесса Беспрепятственный доступ детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры ДОУ, реализующего инклюзивную практику Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей детей с ОВЗ
-
Условия кадровые
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
-
Предметно пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ
проектируется в трех координатах Время - это возрастной этап развития Пространство - это предметное наполнение среды Действие - это форма ведущей деятельности
-
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной (должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию кор. программы); Трансформируемой (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей); Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности); Вариативной (наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; иметь периодическую сменяемость игрового материала) Доступной ( для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность,свободныйдоступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности); Безопасной (соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
-
Необходимые преобразования
Изменение в сознании общества (педагоги должны понимать и осознавать необходимость и возможность инклюзивного образования). Изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды. Уменьшение количества детей в группах. Улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями. Создание в каждом учреждении команды специалистов, которая поможет педагогам общего образования вести грамотную коррекционную работу с детьми с особенностями в развитии. Реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.