Презентация на тему "Педагогическая поддержка в работе воспитателя детского дома"

Презентация: Педагогическая поддержка в работе воспитателя детского дома
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Педагогическая поддержка в работе воспитателя детского дома", включающую в себя 36 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Педагогическая поддержка в работе воспитателя детского дома
    Слайд 1

    Педагогическая поддержка в работе воспитателя детского дома

    Миф или реальность?

  • Слайд 2

    Педагогическая поддержка: понятие и сущность

    В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

  • Слайд 3

    Педагогическая поддержка

    Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

  • Слайд 4

    Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.

  • Слайд 5

    Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.

  • Слайд 6

    Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)

  • Слайд 7

    Педагогика воздействия

    Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить

  • Слайд 8

    Педагогическая поддержка

    Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

  • Слайд 9

    Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности

    По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку. Сравним два типа технологий и увидим, что педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со-действие само-процессам, и только в открытых деятельностных технологиях.

  • Слайд 10

    Педагогика

    Свободы Сотрудничества и взаимодействия Необходимости Воздействия насильственная

  • Слайд 11

    Принципы

    Гуманистические демократические Авторитарные

  • Слайд 12

    Технология имеет характер

    Мягкий гибкий Жесткий плановый

  • Слайд 13

    Решаются задачи

    Изменения личностных качеств и ребенка и взрослого, они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества Решаются сугубо поверхностные социализирующие цели

  • Слайд 14

    Участвуют

    Взрослый и ребенок Маленький-большой Учитель и ученик Воспитатель-воспитанник

  • Слайд 15

    Требования к ребенку

    Мягкие, базирующиеся на целях совместной деятельности и нормах: договорных отношений,общения, детского сообщества, самоконтроля, самоуправления, самодисциплины Жесткие требования, базирующиеся на нормативах: дисциплины, порядка, ролевого авторитета педагога, контроля, управления, целенаправленного руководства детьми

  • Слайд 16

    Инициаторы

    Ребенок и детско-взрослое сообщество Педагоги и администрация

  • Слайд 17

    Форма деятельности

    учение Собственный продуктивный труд общение Преподавание обучение

  • Слайд 18

    Стиль деятельности

    Деловой товарищеский, Ситуативный «захотели-сделали» Рациональный Соответствующий запланированному

  • Слайд 19

    Атмосфера отношений

    Взаимные отношения сотрудничества, сотворчества, Неформальное заинтересованное взаимодействие и равноправия Функционально-ролевые Формально-деловые

  • Слайд 20

    Мотивация ребенка

    Интерес, стремление к успеху и получению индивидуального видимого и полезного продукта, Самореализация и самовыражение Желание формального соответствия требованиям Получение хорошей оценки за работу Успех, зафиксированный педагогом

  • Слайд 21

    Стиль преподавания

    Педагог и ребенок в ролях сотрудников деятельности Деловое отношение к ошибке (право ребенка на ошибку как элементу опыта) Монологический Педагог в роли ведущего, ребенок в роли ведомого, Эксклюзивное и негативное отношение педагога к ошибке ребенка Диалогический и полилогический

  • Слайд 22

    Самоощущение ребенка в ОУ

    Непосредственная включенность в работу ОУ (планирование деятельности, выполнение продукта, оценка того, что и как делает педагог) Чувство принадлежности к единому детско-взрослому сообществу Чувство совместной ответственности за работу Отчуждение от деятельности ОУ Чувство разделения на два лагеря (педагоги и дети) Отношение к одногрупникам как конкурентам(каждый делает «сам за себя», помочь, подсказать нельзя.)

  • Слайд 23

    Ведущий принцип обучения и воспитания

    Индивидуальные планы программы, предполагающие влияние ребенка на его воспитание Разновозрастные коллективы, объединяющие разных по способностям детей в естественной атмосфере общения Целесообразность Плановость Соответствие всей работы утвержденным планам и концепциям

  • Слайд 24

    Доминирующая ориентация на:

    Свободное взаимодействие детей и взрослых Соответствие уклада ОУ индивидуальным интересам и ожиданиям детей Личностные продуктивно-практические достижения детей Индивидуальный рост Гармоническое развитие Целевое применение методик обучение и воспитания как основы педагогической работы Знания и умения как продукт образования Развитие прежде всего рациональной сферы личности (обращение к «сознательности»)

  • Слайд 25

    Педагогика поддержки

    Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре. Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели.

  • Слайд 26

    Условия успешности педагогической поддержки

    В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат… Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»

  • Слайд 27

    И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов

  • Слайд 28

    Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.

  • Слайд 29

    Нормы педагогической поддержки

    1. Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

  • Слайд 30

    5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

  • Слайд 31

    Позиция воспитанника

    Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией…

  • Слайд 32

    Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.

  • Слайд 33

    У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития.

  • Слайд 34

    Принципы поддержки

    О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: • ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; • самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка; • всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; • все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; • не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; • дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; • не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; • доверяя — не проверяй! • признавай право на ошибку и не суди за неё; • умей признать свою ошибку; • защищая ребёнка, учи его защищаться.

  • Слайд 35

    Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива: «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку». В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг — благо ребёнка, забота о Другом.

  • Слайд 36

    Р. Тагор

    Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от чего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы'? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке