Презентация на тему "Периодизация психического развития"

Презентация: Периодизация психического развития
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Периодизация психического развития", включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.07 Мб. Средняя оценка: 2.5 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Периодизация психического развития
    Слайд 1

    Периодизация психического развития

    Отечественные и зарубежные традиции

  • Слайд 2

    Что такое психическое развитие

    ПР – процесс прогресс-регрессных качественно – количественных изменений, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Характеризуется стадиальностью, неравномерностью (наличием «стабильных» и «критических» периодов)

  • Слайд 3

    Типы развития психики

    1) преформированныйтип – это такой тип, когда в самом начале «заданы» стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который будет достигнут (например, эмбриональное развитие) 2) непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть.

  • Слайд 4

    Основные периодизации психического развития

    Периодизации психического развития С.Холла. Основная идея: в основе развития лежит биогенетический закон - онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).

  • Слайд 5

    Развитие идеи Холла. Ученик С.ХоллаК.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей. 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).

  • Слайд 6

    Периодизация психического развития (З.Фрейд). Основная идея:либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Впроцессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Фрейд выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. 1) либидо – объект (ребёнок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо), включает оральную стадию. Этот этап длится до года; 2) либидо – субъект, включает анальную и фаллическую стадии. Этот этап длится до начала полового созревания 3) либидо – объект, включает в себя генитальную стадию

  • Слайд 7

    Периодизация Ж. Пиаже. Основная идея: критерием деления детства на периоды выступает переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. 1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2) репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3) репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет).

  • Слайд 8

    Периодизации психического развития Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Основные идеи: выделение существенных особенностей психического развития. Критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.

  • Слайд 9

    Периодизация ПР по Л.С. Выготскому

    1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8) школьный возраст (8 – 12 лет); 9) кризис тринадцати лет; 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11) кризис семнадцати лет

  • Слайд 10

    Идея возрастной периодизации (А.Н. Леонтьев)

    Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности: общение, предметно-манипулятивная, игра, учение, труд. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития.

  • Слайд 11

    Периодизация ПР (Д.Б. Эльконин)

    Основная идея: В основе возрастной периодизации лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развития

  • Слайд 12

    Периодизация психического развития (по Эльконину Д.Б.)

    Новорожденность (0 – 2 мес.) :поведение на основе безусловных рефлексов сосательный оборонительный хватательный, опорный Ведущая деятельность – эмоциональное общение с матерью (взрослым) Социальная ситуация развития – «Мы» Новообразование (к концу периода) – комплекс оживления, т.е. проявление субъектности

  • Слайд 13

    Периодизация психического развития

    Младенчество (2 мес. – 1 год) Ведущая деятельность: эмоциональное общение с матерью (взрослым) Социальная ситуация: «Мы» Новообразования (к концу периода): речь, ходьба

  • Слайд 14

    Раннее детство (1-3 года) Ведущая деятельность: предметно –манипулятивная (с целью освоения мира) Социальная ситуация: «Ребенок – предмет – взрослый» Начальный этап формирования личности – кризис трех лет: отделяет себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному Я возникают начальные формы самосознания может появляться агрессия Новообразование : «Я – концепция»

  • Слайд 15

    Дошкольное детство (3-7 лет) Ведущая деятельность: игра (по правилам, сюжетно –ролевая) Социализация: усвоение правил, управление своими импульсами ( к концу периода) Новообразования: Произвольность , соподчинение мотивов Воображение (как предтеча мышления) Выстраиваниемежличн. отношенийсосверстниками (новыйуровеньЯ-концепции) Самооценка Понимание новой роли взрослого (учителя) и себя (ученика)

  • Слайд 16

    Младший школьник ( 7 – 11 лет) Ведущая деятельность: учебная Характеристики: Активное анатомо-физиологическое созревание организма, в том числе рост массы головного мозга, увеличение лобных долей Возрастающее функциональное значение «второй сигнальной системы» Интенсивное развитие когнитивной сферы Формирование умений управлять своим поведением, протеканием психических процессов Развитие мышления (абстрактно-логическое мышление) Внимания (произвольное внимание)

  • Слайд 17

    Периодизация психического развития (мл. шк., продолжение)

    Новообразования младшего школьного возраста: - произвольность как характеристика ВСЕХ психических процессов рефлексия способность целеполагания, оценки,коррекции умение действовать во внутреннем плане  

  • Слайд 18

    Учебная деятельность младшего школьника

    Основные подходы к пониманию УД: Синоним научения, обучения (устар.) Вид ведущей деятельности Деятельность, направленная на формирование компетенций (через усвоение теоретических знаний, навыков, умений) в таких сферах, как наука, искусство, религия, нравственность, право (Эльконин – Давыдов, Асмолов)

  • Слайд 19

    Периодизация психического развития

    Подростничество(11/12 – 14/15 лет) Ведущая деятельность: межличностное общение Кризисы: зависимости и независимости Реакции: эмансипация, группирование со сверстниками Особенности: Переходный, переломный, критический возраст Переход от детства к взрослости Новый этап физического развития и процесс полового созревания, гетерохронность развития Расширение жизненного опыта личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется Избирательные отношения со сверстниками Новообразование: сформированная «Я –концепция»

  • Слайд 20

    Периодизация психического развитияЮношеский возраст ( 15- 18 лет)

    Ведущая деятельность: профессиональное самоопределение Особенности: Выбор пути повышается объем, сосредоточенность и переключаемосгь внимания внимание избирательно и зависит от интересов Эмоциональная сензитивность Новообразование: самоидентификация

  • Слайд 21

    Периодизация ПР (Э.Эриксон)

    8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. 1) выбор между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), 2) формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), 3) инициативность против чувства вины (4—6-7 лет), 4) умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), 5) формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), 6) близость и любовь против изоляции и отвержения (19—35 лет), 7)производительность против стагнации и застоя (35—60 лет),8) целостность и мудрость личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке