Содержание
-
Тема:«Возрастная периодизация психического развития человека»
Выполнили: студентки 27 группы Резяпова Регина и Сайфуллина Лилия ВОЗРАСТНАЯПСИХОЛОГИЯ
-
Кризис новорожденности 0 - 2 месяца
Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
-
Младенчество 2 месяца — 1 год
Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Ведущая деятельность Непосредственно –эмоциональное общение Общение С родным взрослым - ситуативно-личностное
-
Психологические новообразования:
Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия
-
Ключевые понятия
Биологическая беспомощность, опережающая инициатива взрослого, бондинг, Безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, дефицит общения, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции и др.
-
Кризис 1 года
Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)
-
Раннее детство1—3 года
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок – Предмет- Взрослый. Познание мира человеческих предметов. Ведущая деятельность Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Общение со взрослым – ситуативно-деловое, со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.
-
Психологические новообразования
Овладение предметными действиями Символическое, замещающее действие Предметная игра Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
-
Ключевые понятия
Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, ситуативная речь, пассивная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
-
Кризис 3 лет
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»
-
Дошкольное детство3 — 7 лет
Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Игра (сюжетно-ролевая игра) Общение Общение со взрослыми: 3-5 лет — внеситуативно-познавательное; 5-7 лет — внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание
-
Психологические новообразования
Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение, иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи
-
Ключевые понятия
эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, и т.д. Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека,
-
Кризис 7 лет
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
-
Младший школьный возраст 6—7—10 лет
Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя Ведущая деятельность Учебная деятельность Общение Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебных проблем
-
Психологические новообразования
«Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия — интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
-
Ключевые понятия
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.
-
Кризис предподростковый
«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя
-
Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Ведущая деятельность Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Общение Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
-
Психологические новообразования
Чувство взрослости — новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей «Я-концепция» Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия
-
Ключевые понятия
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтнаягруппа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы
-
Кризис перехода к юности (15-18 лет)
Становление человека как субъекта собственного развития
-
Юность Ранняя — 15—17 лет. Поздняя — 17-21 год.
Социальная ситуация развития Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития Ведущая деятельность Учебно- профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение Общение Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь
-
Психологические новообразования
Потребность в самоопределении Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненные планы Устойчивое самосознание Идентичность Ценностные ориентации Мировоззрение Внутренняя позиция мужчины или женщины
-
Ключевые понятия
Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм
-
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»
-
Взрослость: молодость и зрелостьРанняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») — 20—30 лет.Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет
Социальная ситуация развития Принятие на себя полноты ответственности Ведущая деятельность Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных сфер деятельности — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение Общение Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений
-
Психологические новообразования
Построение стратегии жизни Феномен акме Смысложизненные решения Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) Материнство/отцовство
-
Ключевые понятия
Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода
-
Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.
-
Взрослость: старение и старостьПожилой возраст (старение) — 60—75 лет.Старость — 75-90 лет. Долгожительство — свыше 90 лет
Социальная ситуация развития Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости Ведущая деятельность Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Общение Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
-
Психологические новообразования
Принятие жизни такой,какая она есть Жизненная мудрость Счастливая старость Интегрированность, цельность
-
Ключевые понятия
Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном образе жизни, пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от «сексуального рабства», изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние или счастливая старость.
-
Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти
-
ЗАДАНИЕ:
Темы докладов: Психологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности юношеского возраста. Взрослость и акме. Возрастные кризисы. Возрастные аспекты противоправного и (или) отклоняющегося поведения – пример психологического исследования.
-
Темы рефератов: Возрастные периодизации в психологии Психологические характеристики возрастного периода (на выбор). Реферат-изложение книги известного психолога об одном из возрастных периодов (на выбор) Реферат-изложение статьи из научного журнала (см. список литературы) по тематике возрастной психологии. Реферат-изложение автореферата диссертации по тематике возрастной психологии.
-
Лабораторная работа: Пройти тестирование по методике «ОпросникЙовайши» (см. ссылку на сайте) и оформить результаты как отчет-самоанализ. В отчете-самоанализе на основе определения структуры профессиональных склонностей и интересов составить список из 10 профессий, по которым Вы могли и хотели бы работать после окончания университета, проранжировав их по степени Вашей заинтересованности в них.
-
Рекомендуемая литература (в наличии в библиотеке РГСУ)
Шаповаленко, Ирина Владимировна. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко ; рец. : Л. Ф. Обухова, О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2009. - 349 с. Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для студ. высших спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; рец. : В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2008, 2009. - 464 с. : ил. 70 Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов / сост. и науч. ред. : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 7-е изд., перераб. и испр. - М. : Академия, 2008. - 624 с. 50 Обухова, Людмила Филипповна. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высшее образование : МГППУ, 2009. - 460 с. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. : И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 368 с. 61 Эльконин, Даниил Борисович. Детская психология : учеб. Пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 384 с. 34МО Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Носкова Марина Владимировна ; РГСУ. - М. : [б. и.], 2010. - 21 с. Вопросы психологии : журнал Вестник Московского университета. Серия 14: Психология : журнал // eLibrary.ru Психологический журнал : журнал // eLibrary.ru
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.