Содержание
-
Пишем эссе по обществознанию
-
Теория вопроса
-
Что такое эссе?
Толковый словарь иноязычных слов: "эссе — очерк, трактующийкакие-либо проблемы не в систематическом научном стиле, а в свободной форме".
-
Краткая литературная энциклопедия: "эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
-
Для эссе характерны:
ярко выраженная авторская позиция; искренность, эмоциональность; соблюдение внутреннего смыслового единства, согласованности утверждений, терминов и понятий по проблеме; жанр дает право насубъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию; эссе определяется как записки, наброски, раздумья; эссе обычно имеет небольшой объем.
-
Успешно написать эссе можно,если вы
способны применять обществоведческие знания в новой ситуации; имеете собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеете убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать; умеете формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.
-
Структура эссе
Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней); Тезис (ваши мысли по проблеме); Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей; Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий)
-
Этапы работы над эссе:
написание эссе в черновом варианте; анализ содержания текста; проверка стиля, логичности и последовательности изложенного; внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
-
Темы эссе по обществознанию
Имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя или дано изречение народной мудрости. Темы по философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведения.
-
Полезные советыИспользуй схему построения предложений:
"Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …". По моему мнению,...; я разделяю позицию автора…; В заключении можно сделать вывод, что…
-
Полезные советы:
выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
-
Полезные советы
Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
-
Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.
-
Обязательно выпиши высказывание,по которому будешь писать эссе.
-
Критерии оценивания эссе4 балла на ЕГЭ, если есть:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне,в связях и с обоснованиями или на бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
-
Критерии оценивания3 балла на ЕГЭ:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректнымиспользованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
-
Критерии оценивания2 балла на ЕГЭ
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; Проблема раскрыта при формальномиспользовании обществоведческих терминов; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
-
Критерии оценивания1 балла на ЕГЭ
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 0 баллов Проблема не раскрыта.
-
Практическая работа
-
Как выбрать тему эссе?
2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания? Что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? Как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?
-
ПримерЭкономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)
1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально использовать свои доходы. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
-
И еще…
Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
-
Учимся определять проблему
Социальная психология. "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) .
-
Проблема
Проблема становления и развития личности: самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, особенности формирования "я-концепции» и восприятия человеком своего бытия.
-
Учимся определять проблему
Социология. «Не хлебом единым жив человек" (Народная мудрость) .
-
Проблема
Проблема соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.
-
Учимся определять проблему
ЭКОНОМИКА. «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" ( Л. Питер) .
-
Проблема
Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.
-
Учимся определять проблему
Политология. «Избирательный бюллетень сильнее пули" ( А. Линкольн) .
-
Проблема
Проблема осуществления народовластия через избирательную систему и его влияния на организацию общественной жизни.
-
Учимся определять проблему
Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" ( Вольтер) .
-
Проблема
правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
-
Учимся определять проблему
Философия. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" ( Т. Ойзерман) .
-
Проблема
осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.
-
Мозговой штурм
Задание: Определите круг терминов и понятий к высказыванию и проблеме по философии. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т.И. Ойзерман) проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.
-
Присуще человеку Мышление Сознание Отклоняющееся поведение Творец и изобретатель Целенаправленная деятельность (во благо и во вред) Моральное поведение Самооценка самоконтроль
-
Присуще животным Инстинкты Обусловленное поведение (предсказуемое) Приспособление к природным условиям
-
Говорят мудрые
«Мыслящий и работающий человек есть мера всего» (В.И. Вернадский- русский ученый, мыслитель); «Человек может быть определен как животное стыдящееся» (В.С. Соловьев – русский философ)
-
Текст эссе «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий"(Т. Ойзерман)
В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности. Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенезу, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях. И действительно, человек может достигать цели ,выбирая средства и методы деятельности,некоторые из которых могут быть аморальными, приносящими зло. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно: правонарушения. Например, морфий может быть или обезболивающим препаратом, или может служить наркотиком. А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, чего от них ожидать. Таким образом, благодаря мышлению, человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе, а может- во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека: какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка В, Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать, и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.