Содержание
-
Эссе по обществознанию.
Что такое эссе по обществознанию и чем оно отличается от эссе по литературе, истории. Каковы критерии оценивания эссе? Как правильно организовать свою работу по написанию эссе?
-
Буквально essaiпереводиться как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: наличие конкретной темы или вопроса; личностный характер восприятия и ее осмысления; небольшой объем; свободная композиция; свободное владение темой; многоаспектный взгляд на явление; парадоксальность
-
внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.
-
Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика? 1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания. 2.Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.
-
-
-
Организация работы по написанию обществоведческого эссе.
В работе над эссе можно выделить несколько этапов: Написание эссе в черновом варианте. Анализ содержания текста. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
-
Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечисления и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.
-
Структура эссе.
Введение (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамки рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);
-
основная часть:
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать тезис. Записываются термины, употребляемые в работе. Подбираются факты – аргументы, подтверждающие тезис. Работа с тезисом может быть построена по следующей схеме:
-
Высказывание позиции ( Я считаю, что ...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем, что ...?) Указание причины ( потому что...), приводятся факты, возможна ссылка на определение. Аргументация ( это можно подтвердить следующими примерами...) Установление взаимосвязей ( в связи с этим ...).
-
-
Выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого: Прочитать все имеющиеся в задании цитаты. Определите их проблематику и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Выберите наиболее « близкую» вам цитату. С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
-
Рекомендации: Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относиться; четко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение ( полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне ( при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
-
2.Учимся определять проблему
Выявление проблемы осуществляется в процессе общения. Необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора – это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы.
-
« Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины». ( А.П. Чехов) Проблема Соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». ( В.Г. Белинский) Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
-
«Не хлебом единым жив человек" (Народная мудрость) . Проблема Соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.
-
«Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" ( Л. Питер) Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.
-
Указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы – клише: Данная проблема является актуальной в условиях…. …глобализации общественных отношений; …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; …обострения глобальных проблем современности; …развития международной интеграции; …современной рыночной экономики; …формирования правового государства; …преодоления духовного, нравственного кризиса; …диалога культур; …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
-
Например: Данная проблема является вечной в философии, но по – прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного.
-
3.Смысл высказывания.
Не стоит повторять дословно слова автора, главное – раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: « Смысл данного высказывания состоит в том, что …» « Автор обращает наше внимание на то, что…» « Автор убежден в том, что…»
-
4.Собственная точка зрения
Необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласится с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: Согласен ли я с мнением автора или нет? Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
-
Фразы – клише: « Я согласен с автором в том, что…» « Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…» « Автор был прав, утверждая, что…» « На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России…» « Позволю себе не согласиться с мнением автора по поводу…» « Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с …не могу согласиться» « А не задумывались вы над тем, что…?
-
5. Аргументация на теоретическом уровне
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень – его основой является обществоведческие знания ( понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей). 2.Эмпирический уровень – здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; б) обращение к личному опыту.
-
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: Подтверждают ли они мое мнение? Не могут ли они быть истолкованы по - другому? Не противоречат ли они высказанному мной тезису? Убедительны ли они?
-
7. Вывод
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном – двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Фразы – клише: « Таким образом, можно сделать вывод…» « Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
-
-
-
Дополнительным достоинством эссе является включение в него:
краткой информации об авторе высказывания ( например, « выдающиеся французский философ – просветитель», « великий русский мыслитель Серебряного века» и др.) описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указание на альтернативные варианты решения проблемы.
-
Быть в контексте задания!!!
...это значит: Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. Использовать те термины, понятия, обобщения факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.
-
Задание №2
В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».
-
Эссе 1. « Законы хороши, но и надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» ( Н.М.Карамзин).
Комментарий: выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно – теоретическом уровне. Для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относится. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла ( К1 – 1, К2 – 1, К3 – 1).
-
Комментарий: выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно – теоретическом уровне. Для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относится. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла ( К1 – 1, К2 – 1, К3 – 1).
-
Комментарий: выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно – теоретическом уровне. Для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относится. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла ( К1 – 1, К2 – 1, К3 – 1).
-
Комментарий: выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно – теоретическом уровне. Для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относится. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла ( К1 – 1, К2 – 1, К3 – 1).
-
Эссе 2.
Комментарии: из содержания эссе видно, что в целом ученик понял смысл высказывания, но не сформулировал проблему; эссе соответствует заявленной теме; в размышлении ученика в явном виде присутствует несколько аспектов проблемы: общеобязательность как основной признак закона, отличающий его от других социальных норм, соблюдение закона как гарантия стабильности общества и государства;
-
выдержан правовой аспект; личная позиция учащегося однозначно выражена; учащиеся объясняет собственную позицию на обыденном уровне, теоретическое обоснование отсутствует; приведенные факты социальной жизни взяты из повседневного опыта, уместны в рамках рассматриваемой проблемы, но не осмыслены с научно – теоретически позиций базовой науки; В проанализированной работе выпускнику удалось раскрыть смысл высказывания на обыденном уровне. Работа может быть оценена в 3 балла ( К1-1,К2-1,К3-1)
-
Эссе 3.
Комментарий: из содержания эссе видно, что ученик абсолютно не понял смысл высказывания и не с сформулировал проблему; эссе не соответствует заявленной теме; ученик не смог выделить основные аспекты проблемы. Таким образом, далее проверять работу бессмысленно, так как в ней не выдержан критерий 1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. Работа может быть оценена в 0 баллов ( К1 -0, К2-0, К3-0).
-
Изменения в КИМах ЕГЭ 2012 г .: Часть А – 20 заданий ( в 2011 г.-22); Часть Б- 8 заданий ( в 2011 г. -7), изменения в В2. В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризую социальную динамику. 1)прогресс,2) структура,3) эволюция,4) реформа,5) спад,6) стратификация. Ответ:
-
В8.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности. Ответ: __________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.