Содержание
-
Рекомендации по выполнению задания С9
-
Эссе - это
размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
-
Жанровые особенности эссе
Наличие конкретной темы или вопроса Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления Небольшой объем
-
Свободная композиция Свободное владение темой Многоаспектный взгляд на явление
-
Внутренне смысловое единство Парадоксальность («Удиви читателя») Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость
-
Специфика эссе по обществознанию
1. Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящийся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: 1)философия 2)социальная психология и социология 3)экономика 4)политология 5) правоведение 2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции
-
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
-
Структура доказательства
Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументами при написании эссе являются обществоведческие термины и понятия теоритические положения и выводы факты из социального или личного опыта
-
Критерии оценивания
К1. Раскрытие смысла высказывания: Смысл высказывание раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании – 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 баллов
-
Критерий К1
является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему ( тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проявляется.
-
Критерии оценивания
К2. Характер и уровень теоритической аргументации избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения – 1 балл
-
К2. Характер и уровень теоритической аргументации Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоритические положения, выводы отсутствуют ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов
-
К3. Качество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения – 2 балла
-
К3. Качество фактической аргументации Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления – 1 балл Фактическая аргументация отсутствует ИЛИ приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов
-
Этапы написания эссе
Написать эссе в черновом варианте Проанализировать содержание текста Проверить стиль, логичность и последовательность изложенного материала Внести необходимые изменения и написать окончательный вариант
-
Работа с черновиком
Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать лучше только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.
-
Элементы, входящие в структуру эссе.
Цитата Проблема поднятая автором, ее актуальность Смысл высказывания Аргументация на теоретическом уровне Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность вы сказанных суждений Вывод
-
Образец черновика
-
I. Выбор темы
Прочитать все имеющиеся в задании С9 цитаты Определить их проблематику и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: "Что хотел сказать автор?" Выберите наиболее "близкую" вам цитату Мысленно ответьте себе на вопросы: с какими основными проблемами (темами) обществоведческого курса связанна данная тема? что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
-
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится Четко понимаете смысл высказывания Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его) Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы) Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения
-
II. Определение проблемы (темы) высказывания
Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора- это лишь один подход к решению той или иной обществоведческие проблемы
-
Определение проблемы (темы) высказывания
«Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины» (А.П.Чехов) Необходимо определить к какой науке мы можем отнести данное высказывание. Необходимо выявить проблему, затронутую автором (воспользоваться таблицей) Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии
-
Актуальность проблемы (темы) в современных условиях(фразы-клише)
Данная проблема (тема) является актуальной в условиях... ... глобализации общественных отношений .... формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства ... обострения глобальных проблем современности
-
... особого противоречивого характера научных открытий и изобретений ... развития международной интеграции ....современной рыночной экономики ... развитие и преодоление мирового экономического кризиса
-
... жесткой дифференциации общества ...открытой социальной структуры современного общества ... формирование правового государства
-
…преодоление духовного, нравственного кризиса ... диалога культур ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины» (А.П.Чехов) Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определённого типа мировоззрения людей: научного или религиозного
-
III. Смысл высказывания
Необходимо записать основную мысль автора. Не стоит повторять дословно слова автора, главное - раскрыть смысл высказывания. Фразы-клише: "Смысл данного высказывания состоит в том, что..." "Автор обращает наше внимание на то, что..." " Автор убежден в том, что...» А.П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельность. По-мнению автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины.
-
IV. Собственная точка зрения
Необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: Согласен ли я с мнением автора или нет? Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
-
Фразы-клише «я согласен с автором в том, что…» «нельзя не согласиться с автором данного высказывания....» «автор был прав, утверждая, что..» «намойвзгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывание картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
-
Фразы-клише: «позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с….не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
-
V-VI. Аргументация и примеры
Следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
-
2 уровня аргументации:
1) Теоретический – его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей)
-
2) Эмпирический: А) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности Б) обращение к личному опыту
-
V-VI. Аргументация и примеры
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: Подтверждают ли они мое мнение? Не могут ли они быть истолкованы по-другому Не противоречат ли они высказанному мной тезису Убедительны ли они?
-
VII.Вывод
Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в 1-2 предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе
-
Фразы-клише «таким образом, можно сделать вывод…» «подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
-
Дополнительные плюсы
краткая информация об авторе высказывания (например, «великий русский мыслитель Серебряного века») описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению
-
указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе указание на альтернативные варианты решения проблемы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.