Презентация на тему "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика"

Презентация: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика", состоящую из 20 слайдов. Размер файла 0.59 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика
    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка» г. Бердска Методист Ольга Валентиновна Антоненчик Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика Бердск 2019

  • Слайд 2

    ФГОС ДО формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.  развитие интеллектуальных качеств дошкольников. ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними Виды деятельности  – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

  • Слайд 3

    Культурные практики

    Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Н.Б.Крылова Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

  • Слайд 4

    При каких условиях возможно приобретение культурных практик? «Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка». (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования) -Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик? -Потому, что культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, в процессе которых дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.   На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

  • Слайд 5

    Виды культурных практик

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

    педагог ребенок Целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Задачи: -взрослый должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. -при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество. Познавательно-исследовательская деятельность ребенка-дошкольника - это активность направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию.

  • Слайд 9

    Организация познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. Образовательный процесс выстраивается по принципу «Ребёнок добывает знания». Чтобы освоить знание и запомнить его, ребёнок переживает практический опыт. Цель — сформировать у детей исследовательский тип мышления. Задачи познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

  • Слайд 10

    Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 2 младшей группы Целью познавательно-исследовательской деятельности развитие исследовательского типа мышления у дошкольников Задачи ;

  • Слайд 11

    Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности.  Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования: ставится проблема; выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания); озвучиваются гипотезы; гипотезы проверяются опытным путём; анализируются результаты опыта; формулируются выводы.

  • Слайд 12

    Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Цель: уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Задачи:

  • Слайд 13

    Отличительная особенность работы в подготовительной группе – индивидуализация заданий. Каждый воспитанник должен ощущать значимость проводимой им исследовательской работы, испытывать положительные эмоции от проведения опытов. Индивидуально-личностный подход является стратегическим методом организации процесса обучения в современном ДОУ. В первую очередь должны учитываться индивидуальные интересы воспитанников и уровень исследовательских способностей. Дети должны получать посильные к выполнению задания. Индивидуализировать экспериментальную деятельность можно через предоставление выбора материалов для опытов и формы проведения исследования. Дети 6–7 лет настраиваются не на развлекательные и игровые действия, а на освоение социальной компетенции — роли исследователя, первооткрывателя. Воспитанники учатся выстраивать алгоритм проведения опыта, следовать схеме и вносить необходимые поправки, обосновывать актуальность наблюдения за названными явлениями и объектами. Отсюда возникает необходимость создания проблемных ситуаций, к решению которых стремятся юные исследователи. приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления)

  • Слайд 14

    Структура опытно-экспериментальной деятельности дошкольников Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получится) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Не подтвердилось Подтвердилось Формулирование выводов (как, что получилось) Возникновение новой гипотезы, предположений Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов (как, что получилось)  

  • Слайд 15

    Экспериментирование Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность ФЭМП Чтение художественной литературы Музыка Физическое воспитание

  • Слайд 16

    Требования к оформлению уголка

    Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

  • Слайд 17

    Как назвать исследовательский уголок

    Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории. Варианты классических названий: «Уголок экспериментирования», «Экспериментируем», «Наш исследовательский центр», «Опытная лаборатория», «Познавайка», «Любознайка», «Мы исследователи», «Познаём мир», «Хочу всё знать!». Варианты названий с использованием персонажей: «Уголок Почемучки», «Лаборатория фиксиков», «Научный центр Астерикса», «В гостях у дядюшки Филина», «Клуб знайки», «Лаборатория Лунтика», «Уроки профессора Чудакова». Варианты креативных названий: «Экспериментариум», «Лаборатория будущего», «Тайны планеты Земля», «Экспериментам — быть!», «Неизведанное рядом!», «Волшебство — это опыты», «Центр практической магии», «Школа учёных», «К экспериментированию готов!»

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    К. Е. Тимирязев «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».  

  • Слайд 20

    Спасибо за внимание.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке