Презентация на тему "Детские культурные практики в ДОУ"

Презентация: Детские культурные практики в ДОУ
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
12 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Детские культурные практики в ДОУ" по педагогике. Состоит из 44 слайдов. Размер файла 16.08 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Детские культурные практики в ДОУ
    Слайд 1

    Практико- ориентированный семинар.Тема: «Детские культурные практики в современном дошкольном образовании». 2015 год

  • Слайд 2

    изучение теоретического и практического аспекта в вопросе формирования детских культурных практик 1. Понятие «культурные практики». Культурные практики в жизни дошкольника. 2. Классификации культурных практик. 3. Методы и формы реализации культурных практик. 4. Культурологический подход в образовании. Принцип культуросообразности. Выступают педагоги ДОУ с методическими докладами и презентационным сопровождением. Регламент выступления педагога 15минут.-20 минут. Практический показ детских культурных практик в каждой возрастной ступени по графику. ЦЕЛЬ: План работы практико- ориентированного семинара:

  • Слайд 3

    Детские культурные практики в современном образованном процессе дошкольного учреждения План изложения вопроса Взаимосвязь вопроса повышения качества образования с обновлением его содержания, основанным на приоритете становления культурных практик ребенка. Н.Б. Крылова, ученый – философ, её научная работа, посвященная вопросу развития культурологического подхода в современной педагогике, обоснование термина «культурные практики» Современные ученые – педагоги и психологи, занимающиеся разработкой проблем обновления содержания образования, формирования культурных практик. Культурно – образовательная среда в дошкольной образовательной организации, её компоненты. Современные образовательные программы дошкольного образования, трактовка в их контексте вопроса формирования детских культурных практик, поддержка детского творчества и детских инициатив.

  • Слайд 4

    1.Взаимосвязь вопроса повышения качества образования с обновлением его содержания, основанным на приоритете становления культурных практик ребенка ФГОС ДО утвердили, что одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение качества дошкольного образования. Образовательная деятельность в современном детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально – эстетического и социально – этического развития детей дошкольного возраста. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности.

  • Слайд 5

    Универсальные культурные практики выражают: Культурную направленность, качество действий и поступков; Индивидуальные особенности деятельности; Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Понятие «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.

  • Слайд 6

    В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Такие изменения предполагают, прежде всего, изменение статуса человека. «На смену социально-ролевому способу организации жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющего личность функциональным императивам общественных структур) приходит социально-культурный тип бытия, более адекватный природе человека и превращающий его из «винтика» социальной машины… в субъекта социума и культуры»

  • Слайд 7

    2. Н.Б.Крылова, ученый-философ, ее научная работа, посвященная вопросу развития культурологического подхода в современной педагогике, обоснование термина «культурные практики». Наталья Борисовна Крылова первая дала научное определение термину «культурные практики», «детские культурные практики». Детские культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

  • Слайд 8

    Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

  • Слайд 9

    В соответствии с «Понятийным словарем педагога ДОУ по ФГОС ДО» Культурные практики- это направленность образования на раскрытие потенциальных возможностей ребенка с применением методик, технологий, методов и приемов для развития ребенка.

  • Слайд 10

    3. Современные ученые-педагоги и психологи, занимающиеся разработкой проблем обновления содержания образования, формирования культурных практик. Запесоцкий Александр Сергеевич Ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный артист России.

  • Слайд 11

    Бондаревская Евгения Васильевна родилась 01.01.1931, Ростов-на-Дону) - доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя Южного отделения РАО. Работает в Ростовском государственном педагогическом университете с 1958 года. Занимала должности ассистента, старшего научного сотрудника, профессора кафедры педагогики, до 2011 г. являлась заведующей кафедрой Ростовского государственного педагогического университета. В 1992 году избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году – действительным членом Российской академии образования, состоит в Отделении философии образования и теоретической педагогики. Евгенией Васильевной Бондаревской опубликовано более 300 работ по педагогике и подготовлено более 100 кандидатов и 36 докторов педагогических наук.

  • Слайд 12

    Петровский Вадим Артурович, (родился 14 августа 1950 (65 лет) , ректор Института Консультативной Психологии(г.Москва), доктор психологических наук, член-корреспондент РАО,профессор, представитель среднего поколения династии россиских ученых Петровских.

  • Слайд 13

    Короткова Надежда Александровна, научный сотрудник ФИРО , кандидат психологических наук,автор научных статей, книг( вчастности посвященных вопросам детских игровых практик)

  • Слайд 14

    К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

  • Слайд 15

    Что же можно еще считать культурной практикой? Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры). Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

  • Слайд 16

    Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми.

  • Слайд 17

    Восприятие художественной литературы и фольклора Особый подход авторов программы мы видим к организации детских досугов. Реализация принципа психологической комфортности требует от педагога умения организовать детский досуг, делая его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения данного условия педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И»: Интеграция – Игра – Импровизация.

  • Слайд 18

    Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.

  • Слайд 19

    По мнению Н.А. Коротковой активность детей осуществляется за счет вводимых взрослым культурных практик: чтения художественной литературы, игры (во всем разнообразии форм сюжетной игры и игры с правилами), продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности и их совместных форм, на фоне которых совершенствуется коммуникативная практика (взаимодействие и общение).

  • Слайд 20

    Н.А.Короткова отмечает приоритет игровых культурных практик в дошкольном детстве. Культурная игровая среда образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть. игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности. Включает в себя две составляющие:

  • Слайд 21

    Методы и способы становления, реализации культурных практик. Это игра, ситуация поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирование, танцы, изобразительная деятельность, фантазирование, наблюдения-изучения-исследования. Они направлены на развитие универсальных культурных умений – готовности и способности действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм: Культурная грамотность Культурная компетентность Культурная идентичность

  • Слайд 22

    На основе культурных практик ребенка формируется: Привычки Пристрастия Интересы и излюбленные занятия Обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания

  • Слайд 23

    Основным показателем освоения культурных практик служат культурные компетентности ребенка, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио). Воспитанники создают собственные творческие продукты деятельности на основе осваиваемых культурных норм; Приобретается опыт работы по суммированию личных результатов и достижений, а также опыт их презентации. Реализация содержания культурных практик предполагает организацию взаимодействия всех педагогов и специалистов образовательной организации.

  • Слайд 24

    Направления работы с детьми Познание объектов, ситуаций, явлений. Методы, которые здесь используются: наглядно-практические. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии. Преобразование объектов , ситуаций, явлений. Основные формы работы – конкурс детско- родительского творчества. Сознание новых объектов, ситуаций, явлений. Основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно) Использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей

  • Слайд 25

    культурные практики включают непосредственную образовательную деятельность, которую организует педагог, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов в течение дня. Планирование и организация педагогической деятельности осуществляется при учете инициативы, интересов и мотивации детей (а не просто отчуждённых «стандартов»).Приоритет отдается проектной форме организации всех культурных практик

  • Слайд 26

    4.Культурно-образовательная среда в дошкольной образовательной организации, ее компоненты. Культурная среда включает: Культурно – образовательную среду Культурно – педагогическую среду

  • Слайд 27

    В качестве компонентов культурной педагогической среды можно выделить: - гуманистическую позицию педагогов; - систему педагогического сопровождения и педагогической поддержки детей; - инновационную направленность педагогической деятельности; - создание культурных, развивающих традиций; - обеспечение повышения профессиональной компетентности педаго- гов; - обеспечение атмосферы сотрудничества всех участников образовательных отношений.

  • Слайд 28

    Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

  • Слайд 29

    5.Современные образовательные программы дошкольного образования, трактовка в их контексте вопроса формирования детских культурных практик, поддержки детского творчества и детских инициатив.

  • Слайд 30

    С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.

  • Слайд 31

    «Стандарт дошкольного образования – это прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства» Александр Асмолов

  • Слайд 32

    Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста. Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

  • Слайд 33

    Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «От рождения до школы» происходит первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Создание образовательной среды по программе «От рождения до школы» происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности. Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей.

  • Слайд 34

    Культурные практики - Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) - Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентации, оформление книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. - Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале

  • Слайд 35

    Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно- бытовой труд и труд в природе. Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Слайд 36

    Примерные виды и формы культурных практик по программе «От рождения до школы»

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!!!

  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке