Содержание
-
«Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования». Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Павловский детский сад № 11 Богушова С.Ф.
-
«Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Детские виды деятельности
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Изобразительная Двигательная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Музыкальная
-
Модель организации образовательного процесса
-
Занятие-НОД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
-
«В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;......» (п.2.11.2.ФГОС ДО)
-
Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (Большой Энциклопедический словарь)
-
Культурные практики– это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Н.Б.Крылова
-
Ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик
получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира; освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме; приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.
-
К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. В этих практиках-пробах он сам овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. Культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.
-
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
-
При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:
Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи? Какие деятельностные умения осваивают дети? Какие творческие умения осваивают дети? Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети? Какие чувства и эмоции развиваются у детей? Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
-
Виды культурных практик:
свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.); практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом(ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.); практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.); коммуникативные практики – (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.); культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.); культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.); культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)
-
Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования
-
Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования. Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений (Н.Б.Крылова)
-
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)». (Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)
-
«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.» и «…предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». п. 4.7 ФГОС ДО
-
Литература:
1. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 2. Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, примеры поддержки. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 3. Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 4. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. 5. Костюхина М.С. Культура детской настольной игры//Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 6. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 8. Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 9. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 10. Теплова А.Б. Культурные практики детства. // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5. 11. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 1.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.