Содержание
-
Основы педагогического проектирования
Практика создания проекта новой педагогической реальности
-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это деятельность педагога, направленная на решение педагогической проблемы путем ее исследования и моделирования будущего образовательного процесса.
-
Объекты педагогического проектирования
разработка авторской программы учебного предмета; разработка инновационной системы воспитательной работы (новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.); внедрение инновационных форм, методов, технологий обучения и воспитания; внедрение новых способов оценки учебных достижений обучающихся.
-
-
Технология педагогического проектирования
1 этап – подготовительный
-
1 этап – подготовительный
-
1 этап – подготовительный
-
1 этап – подготовительный
-
РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ЭТАПА – подготовленность к проектной деятельности.
-
Технология педагогического проектирования
2 этап – исполнительский
-
2 этап – исполнительский
-
2 этап – исполнительский
-
РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОГО ЭТАПА – создание продукта проектной деятельности, обеспечивающего эффективность образовательной деятельности (качественные изменения личности обучающегося)
-
Технология педагогического проектирования
3 этап – итоговый
-
3 этап – итоговый
-
3 этап – итоговый
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА – подведение итогов проектной деятельности.
-
ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-
Методическое объединение педагогов «Педагогическое проектирование в условиях ранней профессиональной ориентации». Детский сад № 261. ОАО «РЖД»
-
-
Этапы конструирования логики педагогического проекта
ПОСТАНОВОЧНЫЙ (проблема – тема – объект – предмет – факты – идея – замысел – гипотеза – задачи) ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ (подбор методов – проверка гипотезы – воплощение модели – фиксирование результатов) ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ (обсуждение выводов – апробация – отчеты, доклады)
-
Что такое проект и проектирование?
ПРОЕКТ (лат) – БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД замысел в виде прообраза какого-либо реального объекта, процесса основные черты проекта: - отнесенность проекта к будущему; ориентация проекта на желаемое состояние в будущем; представление проекта как системы средств достижения будущего; четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
-
К пониманию сути:
Проект – это деятельность, локализованная по ресурсам, по территории, по участникам, направленная на решение той, или иной проблемы. ПРОЕКТ – система средств достижения будущего состояния объекта, которая имеет четко и ясно сформулированные критерии эффективности
-
Участники пед. проектирования
Каждый управленец - менеджер образования - по содержанию своей управленческой деятельности если не проектировщик новых образовательных систем, то, во всяком случае, участник проектирования будущих состояний этих систем. Каждый педагог – получающий системное описание своей и коллективной учебно-воспитательной работы, исходные данные о состоянии этой системы, определяющий перспективы развития ДОУ. Педагогический коллектив – определяющий целевые ориентиры совместной деятельности, проект делового взаимодействия по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.
-
Понятие «педагогическое проектирование»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001. с. 201.) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – процесс создания проекта будущего, потребного состояния объекта. Включает прогнозирование, моделирование, разработку проектов и их научно-методическое и ресурсное обеспечение. (Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень, 2005. с.67.)
-
Принципы педагогического проектирования:
научность и практичностьПП должен опираться на научные теории и концепции (без излишней теоретизации), иметь практический характер, отражающий деятельность конкретного педагога. целостность, системность, логичность ПП раскрываетсялюбой объектпедагогической деятельности (педагогическая система, педагогическая технология, педагогический процесс, форма) во взаимосвязи всех его компонентов и внешних условий. актуальность, целесообразность ПП должен рассматривать решение конкретных проблем, противоречий в контексте реализации требований ФГОС. Управляемость ПП систему управления проектируемым процессом (системой), систему контроля, мониторинга результатов проекта
-
Проект в изменении педагогической действительности
Исходный элемент данной системы сама педагогическая действительность. ПД описание исследование проект ПД теория
-
3 фактора, обуславливающих динамику этой системы
новые требования общества к образованию и воспитанию. Когда меняется ЦЕЛЬ, а педагогическая система остается прежней образуется разрыв между целями и результатами. неожиданный, непредвиденный результат педагогической деятельности во время реализации проекта. Эти результаты вновь изучаются, обобщаются и т.д. Цикл возобновляется. логика развития педагогической теории: решение какой–либо научной проблемы, как правило, влечет за собой постановку множества других проблем
-
Актуальность ФГОС … ФГОС …ФГОС
«Почему данный проект нужен именно теперь?» Социальный заказ, состояние образования и общества, развитие науки, отсутствие методик здесь и сейчас. Актуальные проекты решают наиболее острые проблемы воспитания и развития личности в условиях ДОУ, отражают социальный заказ общества к данной системе образования. Что нового предлагает проект в решении известных проблем? Чем, какими задачами к ДОУ вызвано появление данного проекта? Востребованность предлагаемых форм педагогической деятельности?
-
ТЕМА ПРОЕКТА
ФИКСИРУЕТ УРОВЕНЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблема «Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?» Ключевое противоречие, несоответствие … Отражает проблему и раскрывает ее с конца; Содержит проблемность в своей лаконичной формулировке; Упоминание педагогического средства и личностных результатов развития ребенка Развитие инициативы и творческих способностей школьников 1 класса Строительно-конструктивные игры в начальной школе
-
Понятие «объект» и «предмет» исследования
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. ► Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
-
ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ
-
Объект и предмет
Объект исследования – объективная сфера. Что рассматривается? Проверка знаний учащихся. Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – аспект рассмотрения отношений, свойств, функций объекта. Типология заданий для проверки или д/з, или самостоятельность творческого задания, или дифференциация заданий и т.д. - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
-
Предмет проекта
В ТЕМАХ ДАННЫХ ПРОЕКТОВ: 1) Создание центров самостоятельной активности детей в группе как форма индивидуализации дошкольного образования. 2) Развитие воображения и детского творчества в ходе интерактивных музыкальных занятий. 3) Концертно-исполнительская деятельность как средство раскрытия творческих способностей дошкольников.
-
ЦЕЛИ ПРОЕКТОВ РАЗНЫЕ
Исследовательский – получение нового научного знания; Социальный – решение социально-значимой проблемы (продукт – результат-эффект); Новое состояние ученика, класса (уровень развития умений, сформированные представления, отношения, нормы поведения) Новое состояние педагогического процесса (индивидуализация, преемственность, открытость образования)
-
Цель проекта
Цель и задачи вытекают из предмета исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается получить автор проекта. Она конкретизируется и развивается в задачах
-
Цель педагогического проекта
Метод проектов в развитии УУД воспитанников подготовительной группы ДОУ ДОСТИЖИМА ИЗМЕРИМА ОПЕРАЦИОНАЛЬНА КОНКРЕТНАЯ ДИАГНОСТИЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНАЯ Что хочет получить педагог в результате этого проекта? Новое состояние ученика по итогам реализации проекта? КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТА Новое состояние педагогического процесса по итогам реализации проекта? КРИТЕРИИ УСЛОВИЙ
-
Задачи педагогического проекта
конкретная цель деятельности в данных условиях, промежуточные шаги в достижении цели. Формулируются в глагольной форме: выявить особенности коррекции… разработать педагогическое средство, систему,… технологию; проверить эффективность разработанной методики провести научный анализ состояния… определить виды, структурные компоненты
-
Обеспечить развитие познавательной активности первоклассников средствами дидактических игр
Изучить и раскрыть… Разработать и осуществить… Подобрать … Провести оценку…
-
ФГОС ДО п.3.2.3
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
-
Назначение диагностики
Исходное состояние Желаемое состояние Текущий результат Эффективность педагогических действий критерии (измерители) ДИАГНОСТИКА система мониторинга Отсутствие мониторинга процесса и системного анализа результатов педагогического процесса не позволяет объективно оценивать его эффективность. Нет основы для управления и планирования пед.действий!!!
-
Ключевые понятия
Диагностик – распознаватель, опытный на приметы (Толковый словарь Даля) Диагностика - процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающееся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком Диагностика в педагогикепедагогическая деятельность, направленная на изучение и распознавание состояния объектов воспитания в целях управления ими. – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации и выявление истинного уровня развития, состояния объекта.
-
Критерий – половина успеха!!!
признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо Критерии должны описывать какую-то совокупность свойств, выражающих не всякие, но главные из состояний изучаемых объектов качественные (количественные) характеристики, используемые для оценки того или иного объекта (ЗДОРОВЬЕ – критерий устойчивость к заболеваниям) Критерий результативности педагогического проекта – признак сформированности различных характеристик личности, на основе которого производится сравнение достигнутого уровня индивидуального развития с желаемым, предусмотренным целью.
-
Развитие ребенка согласно ФГОС
Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Что из этого измеряемо?
-
Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Что из этого измеряемо?
-
Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что из этого измеряемо?
-
Художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Что из этого измеряемо?
-
Физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Что из этого измеряемо?
-
Сам результат определяет (гарантирует) качество педагогических усилий?
Недостаточно диагностировать только результат педагогического процесса. Необходима диагностика изменения условий создаваемых для развития личности. Качество организации предметно-пространственной развивающая образовательной среды; Качество педагогической деятельности, компетентности Система психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса.
-
Возможные критерии результативности проекта:
Подготовка к творческим выступлениям как форма развития умения детей работать в группе сверстников Умение…. Умение… Способность…
-
Логика диагностической процедуры:
Постановка диагностичной цели УВП (выбор объекта диагностики) Определение критериев и признаков позволяющих проводить сравнение исходного состояния, результата с целью (детализация объекта) Подбор средств измерения обозначенных признаков (подбор инструментов для изучения объекта) Определение шкалы оценивания. Проведение диагностики: исходной, промежуточной, итоговой. Систематизация, обработка данных и их обобщение в таблицах схемах. Анализ полученных результатов диагностики, их интерпретация и формулирование выводов, применение этих знаний в управлении педагогическим процессом
-
-
Матрица соответствия методологических характеристик
-
Методы педагогического исследования
Особенности науки о воспитании : неоднозначность протекания педагогических процессов (результаты образования, обучения, воспитания зависят от гигантского количества причин); педагогические процессы характерны своей неповторимостью; педагогические исследования должны быть корректно спланированы, организованы и проведены (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены); компенсировать переменчивость педагогических процессов можно только многократно увеличив количество наблюдений и формулировать выводы в обобщенной форме.
-
Методы педагогического исследованияразделяются на
-
Список рекомендуемой литературы:
Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. Арнаутов В.В. Опыт инновационно - моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов. //Педагогика.-1998.-№1.-С.18-23. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. Балашов М.М. Готовность учителей к инновационной деятельности в образовании. // Наука и школа.- 1999.-4.-С. 9-13. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. -Тюмень. 1990. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М., 1980. Загвязинский В. И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. - М.: Знание, 1991. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию //Педагогика 2002 №1. с.68-75. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. - М. 2001. Новикова. Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов. // Школьные технологии.-2002.- №1.- с.161-169. Хуторской А.В. Методологические основания педагогической инноватики // Школьные технологии. – 2005. №4, С.16-19. Шибаева Л.В. Направление проектирования и оценки инновационных образовательных стратегий в проблемно-кризисной ситуации. // Стандарты и мониторинги в образовании.-1999.-№6.-С.32-35. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика – 2002№6. с.8-14.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.