Презентация на тему "Предмет истории психологии,его развитие и методологические принципы психологической науки"

Презентация: Предмет истории психологии,его развитие и методологические принципы психологической науки
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.73 Мб). Тема: "Предмет истории психологии,его развитие и методологические принципы психологической науки". Содержит 28 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предмет истории психологии,его развитие и методологические принципы психологической науки
    Слайд 1

    Предмет истории психологии,его развитие и методологические принципы психологической науки

  • Слайд 2

    Содержание

    1.Предмет и методы истории психологии. 2.Этапы развития психологии. 3.Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

  • Слайд 3

    Предмет и методы истории психологии

    История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.). 

  • Слайд 4
  • Слайд 5

     Изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, ее содержание. Анализ этих изменений также является предметом исследования истории психологии. Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, конечно, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом.

  • Слайд 6

    Методы истории психологии

    В истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

  • Слайд 7

    Этапы развития психологии

    Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). 

  • Слайд 8

    философский период VII-VI вв. до н.э - конец XVIII - начало XIX в

    Научный период начинается на рубеже VII-VIвв до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии. На протяжении длительного времени предметом психологии была душа.

  • Слайд 9

    Античность

    В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» -первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

  • Слайд 10

    Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки. 

  • Слайд 11

    Средневековье

    В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

  • Слайд 12

    Ф. Бекон

    Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

  • Слайд 13

    Новое время

    В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. 

  • Слайд 14

    ассоцианистическая психология. Конец 18 – начало 19в.-сер.19

    Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. В. Вундт

  • Слайд 15

    Предмет изучения – сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Т.о. предмет психологии- прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода поведение).

  • Слайд 16

    Экспериментальная психология, сер. 19-нач.20вв

    Предмет психологии-элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы. Появляются первые теории «психологии народов», новые данные о психических процессах (прежде всего памяти).

  • Слайд 17

    Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30г.г.20 в.

    Появляются несколько предметов психологии. Вначале элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм). Затем глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение(бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская. психология)

  • Слайд 18

    Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60 г. г хх века.

    Появление новых направлении, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциональная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)

  • Слайд 19

    Современная психология, 60 годы - конец хх века.

    Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижении отдельных школ.

  • Слайд 20

    Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

    На развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. 1.Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению. 

  • Слайд 21

    2.Социальная ситуация развития науки. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его.  

  • Слайд 22

    3.Особенности личности конкретного ученого.  Анализ личности ученого, его биографии дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждением окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого.

  • Слайд 23

    Выделяют три важнейших методологических принципа психологии:

    1.Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

  • Слайд 24

    Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к среде, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Психологический, основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью.

  • Слайд 25

    2.Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.  

  • Слайд 26

    3. Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Согласно этому принципу, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка.

  • Слайд 27

    Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии. Выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание.  

  • Слайд 28

    Заключение

    В психологии остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы на психофизическую и психофизиологическую проблемы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке