Содержание
-
Предмет курса«Концепции современного естествознания»
-
Тема: Предмет курса КСЕ
Актуальность курса. Особенности современной науки. Понятие науки. Специфика научного знания. Структура науки. Соотношение естественных и гуманитарных наук. Функции науки.
-
1. Актуальность курса. Особенности современной науки
«Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд» Джеймс Джинс
-
Измерения человека
Природное: физическое, химическое, биологическое. Социальное. Духовное.
-
Эволюция Вселенной
1 2 3 4 5 6 7 Возникнов. Вселенной Образов. звезд, галактик Образован.Солнца Образован. Земли Возникн. жизни Возникн. человека разумного Возникн. науки 14 млрд. лет назад 13 млрд. лет назад 5 млрд. лет назад 4,6 млрд. лет назад 4 млрд. лет назад 100 тыс. лет назад VI век до н.э
-
Особенности современной науки:
Во второй половине XX в. в науке произошли радикальные изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития.
-
Признаки постнеклассической науки:
изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции; включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений.
-
Ключевые идеи постнеклассической науки
нелинейность, коэволюция, самоорганизация, глобальный эволюционизм, синхронистичности, системности.
-
Объекты постнеклассической науки имеют ряд собенностей:
представляют собой сложные самоорганизующиеся системы исторически развивающиеся, переходящие на новые уровни организации; человекоразмерность, согласно которой человек включен в объект исследования, не только через условия познания, а как изначально необходимая часть реальности (антропный принцип), особое внимание уделяется сложным природным комплексам, включающим человека, таким как биосфера, ноосфера, биотехнические системы; исследуемый объект взаимодействует с множеством других объектов, являясь фрагментом целостного мира, т.е. осознается необходимость всестороннего глобального взгляда на мир.
-
2. Понятие науки. Специфика научного знания.
Этимология самого слова: латинское слово «scientia»(сенте), что в переводе означает «знание». С определенного времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой.
-
Наука
особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Вопрос 2
-
-
Специфика научного знания
1. Главной особенностью научного знания является системность. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия каких-то элементов.
-
2. Рациональность научного знания, т.е. его логическая доказательность путем выведения одних знаний из других, непротиворечивость...
-
3. По содержанию научное познание характеризуется постижением истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Вначале должны идти фундаментальные исследования, а затем уже прикладные.
-
4. Интерсубъективный характер знания, который понимается как общезначимость, общеобязательность знания, возможность получить один и тот же вариант разными исследователями. Общезначимость и позволила науки распространиться по всему миру.
-
5. Для достижения своих целей наука выработала специальные методы познания и специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний.
-
6. Наука предполагает наличиеученых, соответствующие организации, координирующие исследования, наличие необходимых материалов,технологий, средств фиксации информации
-
3. Структура науки. Соотношение естественных и гуманитарных наук. Функции науки.
Естественные Общественные Гуманитарные Технические Общеметодологические Социобиология Бионика Математика Философия Кибернетика Синергетика
-
ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ГЕОХИМИЯ Физическая химия Химическая физика БИОХИМИЯ ГЕОГРАФИЯ Естественные науки
-
Соотношение естественных и гуманитарных наук
-
-
Функции науки:
описательная, систематизирующая, объяснительная, производственно-практическая, прогностическая, Мировоззренческая.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.