Презентация на тему "Предмет истории и философии науки"

Презентация: Предмет истории и философии науки
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Предмет истории и философии науки"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 34 слайдов. Также представлены другие презентации по философии. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предмет истории и философии науки
    Слайд 1

    А.В. Степанов

    История и философия науки Мультимедийное учебное пособие pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Философия науки

    Философия науки — это, во-первых, философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности, а во-вторых, — раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских направлений и изучающий науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

  • Слайд 3

    Научные издания

  • Слайд 4

    Понятие науки

    Под словом «наука» подразумевают: деятельность, имеющая целью получение новых знаний; деятельность, направленная на формализацию существующего знания; социальный институт, занятый выработкой объективных знаний. Запомните термин: Формализация– логическая операция, в которой отбрасывается содержание какого-либо высказывания и устанавливается способ его организации – форма Форма́льныенау́ки — совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: логика, математика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика.

  • Слайд 5

    Понятие субъекта науки

    Субъект познания науки – специально подготовленные люди: учёные, лаборанты, инженерно-технические работники, образующие коллектив К.И. Сатпаев Из жизни Альберта Эйнштейна

  • Слайд 6

    Социальные науки

    Предмет социальных наук общество: . Юриспруденция Экономика Психология Филология Лингвистика Риторика Социология История Политология Педагогика Культурология География Антропология

  • Слайд 7

    Гуманитарные науки

    Гуманитарные науки — группа дисциплин, изучающих различные (в основном культурные) аспекты человеческого бытия наук общество и культура: философия; литература; теология ( богословие); искусство: музыка, танцы, изобразительное искусство, живопись и искусствоведение; история (включая историю гуманитарных наук); археология; этнография; краеведение; культурология.

  • Слайд 8

    Естествознание Науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, астрофизика, космохимия и т.д.); Физические науки; Химические науки (химия) - науки о веществах и их превращениях Биологические науки (биология) - науки о жизни; Науки о Земле : геология (наука о строении земной коры), география (наука о размерах и формах участков земной поверхности) и др.

  • Слайд 9

    Символы науки

  • Слайд 10

    Наука как профессия

    По данным Рут Дэвид, за десять лет, с 1995 по 2005 годы, численность научных работников в мире увеличилось в полтора раза

  • Слайд 11

    Значениенауки

    Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности

  • Слайд 12

    НКМ

    Научная картина мира(НКМ) - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

  • Слайд 13

    История науки

      В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции науки:   1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; 2) история науки как развитие через научные революции; 3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).  

  • Слайд 14

    Методология науки

      Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Задачами методологии науки являются описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, определение сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций. Примечание: Философия науки это методологический анализ науки по мнению Г. Р. Харре, М. Б. Хессе, И. Лакатоса, Л. Лаудана  

  • Слайд 15

        В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогическиеметоды и приемы исследования.

  • Слайд 16

        В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: 1.Мониторинг 2. Идиографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий. 3. Диалог ("вопросно-ответный метод"). 4. Понимание и рациональное (интенциальное) объяснение (об этом подробнее см. следующий параграф данной главы). 5. Анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ). 6. Опросы - либо "лицом к лицу" (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации - компетентные эксперты-профессионалы.

  • Слайд 17

        7. Проективные методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. 8. Тестирование (в психологии и педагогике) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две основных группы тестов - тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред. 9. Биографический и автобиографический методы.

  • Слайд 18

        10. Метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении "малых групп" и межличностных отношений в них. 11. Игровые методы - применяются при выработке управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Примечание : за последние 10 лет как видим математика, информатика, математическое моделирование стали важнейшим инструментом как социальных так и гуманитарных наук. Например их роль в классификации и накоплении гуманитарного знания, общении очевидна

  • Слайд 19

    Философия науки: подходы

    Имеются различные интерпретации понятия «философия науки»: — это философия, опирающаяся на результаты и методы науки (Р. Карнап, М. Бунге, А. Уайтхед); — это посредник между наукой и гуманитарным знанием (Ф. Франк, М. Вартовский); — это методологический анализ науки (Г. Р. Харре, М. Б. Хессе, И. Лакатос, Л. Лаудан

  • Слайд 20

    Постпозитивизм: современная философия науки

    Историко-эволюционистский подход, антикумулятивизм Идея о социокультурной обусловленности, научного познания -экстернализм Парадигмальность в науке Плюрализм в науке Анализ личностного знания Признание научных революций, Утверждение значения философии для науки

  • Слайд 21

    К. Поппер

    «Любое базисное предложение может в свою очередь быть подвергнуто испытанию, причем в качестве пробного камня используется любое из базисных предложений, которое может быть из него выведено с помощью проверяемой теории или какой-либо иной. Эта процедура не имеет естественного конца». Комментарий: ряд учёных СНГ не поддерживают данный критерий и фактически интегрируют науку и религию и идеологию

  • Слайд 22

    В СевКавГТУ состоялся «круглый стол» на тему «Теология в современных вузах: состояние и перспективы». Инициатором проведения заседания выступила кафедра социологии. Среди участников «круглого стола» были преподаватели и ученые крупнейших вузов города, представители Ставропольской духовной семинарии, а также представители СМИ

  • Слайд 23

    Принцип фальсифицируемости

    Критерием демаркации науки и не науки является фальсифицируемость - принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке. Если теория построена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержимость марксизма, психоанализа, астрологии, связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.

  • Слайд 24

    П. ФЕЙЕРАБЕНДметодологический плюрализм

    «Модель, лежащая в основе моей концепции, имеет своей целью максимальную проверяемость нашего знания. Основным положением моей концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепризнанными. Любая методология, принимающая этот принцип, будет познаваться плюралистической методологией»

  • Слайд 25

    И.ЛакатосИсследовательская программа

    Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научным(и достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивная) вытесняет другую.

  • Слайд 26

    Т. Кун

    Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовалась с утвердившейся парадигмой. Открытие чаще всего - это не однотактное событие, а длительный процесс. Восприятие этих открытий учеными приводит к смене парадигмы, что часто встречает сопротивление.

  • Слайд 27

    Модель науки Т. Куна как смена парадигм

    Паради́гма (от греч. «пример, образец») выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.

  • Слайд 28

    Модель науки Т. Куна

    Научная революция представляет собой процесс смены парадигмы Процесс смены научных парадигм не может быть истолкован чисто рационально. наука изменяется не куммулятивно (поступательно-непрерывно), а прерывно – посредством коренных изменений взглядов

  • Слайд 29

    Концепция «Информационного общества»

    Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. AlvinToffler; родился 3 октября 1928)

  • Слайд 30

    Концепция Тоффлера

    Основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.

  • Слайд 31

    Философия науки в странах ТС

    Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. СтёпинВ. С.(род.1934г.) — российский и белорусский философ и организатор науки

  • Слайд 32

    Постмодернизм и наука

    Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф. Лиотаромв 1979 . Синергетика дает своего рода "естественнонаучную" легитимацию идеям постмодернизма.

  • Слайд 33

    Диалектика как концепция развития в ХХI веке

    Проблему развития в настоящее время разрабатывают синергетика и общая теория глобального эволюционизма. «Механизм» развитияоказался более сложным. Он включает «флуктуации», «неустойчивость», «вероятность», «нестабильность», «сложное поведение» и т.п. Развитие есть самоорганизация

  • Слайд 34

    Автор идеи и составитель К. филос. н, доц., академик МАИН Степанов А.В. Алматы (Алма-Ата), Казахстан Выражаю благодарность доктору философских наук, профессору, зав. кафедрой культурологии Петрозаводского Государственного университета В. М. Пивоеву за ценные замечания при подготовке данной презентации

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке