Содержание
-
МДОУ «Детский сад №5»г.Вольска
Аналитический отчет по теме самообразования: «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» муз. руководитель: Олейниченко А.Е. 2019- 2020 учебный год
-
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».В.А. Сухомлинский.
-
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в условиях ФГОС ДО. Задачи: Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации, самообразования. Активизировать работу с родителями: вовлечение родителей в современные мероприятия по данной теме. Разработать систему работы с педагогами. Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
-
1. Образ Родины в художественно- эстетическом развитии детей.
-
весь мир начинается с мамы…
-
С точки зрения нравственного воспитания ребенка-дошкольника Родина – это, прежде всего воспитание трепетного отношения и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в репертуар детского сада. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке… В течении учебного года проводились праздники День Матери и 8 марта, на которых активно привлекали к участию наших мам. Они участвовали в конкурсах, танцевали вместе с детьми и играли.
-
Наши праздники с мамами и бабушками
-
малая Родина
она у каждого своя…
-
Родина для ребенка- дошкольника – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В течении года мною были проведены консультации с воспитателями: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольника средствами музыки»; «Какова роль русско- народной песни в наше время?» «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей»
-
Слава Армии Российской!
-
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет и тема «Защитников Отечества». Это день воинской славы. Мы с ребятами чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её, верность военной присяге и Боевому Знамени! Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко) и «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» (Ю. Протасов). Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим каждый год, это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.
-
2. Классическое культурное наследие.
-
Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе проводится на музыкальных занятиях, знакомя детей с произведениями русских классиков. Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например, металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…
-
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома» и сюиты «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г.Свиридов, Д.Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.
-
3. Фольклор, народная музыка.
-
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Пение народных песен («Во кузнице», «Пошла млада за водой», др.) не только знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, но и пробуждает чувство причастности к великой русской культуре. Многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок широко используется на занятиях.
-
Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. В течение года с родителями воспитанников были проведены беседы, консультации: «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей», «Влияние народной музыки на формирование патриотических чувств».
-
Наши истоки
-
С музыкальным фольклором дети знакомятся и на досуговых праздниках. Например, летний традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало». Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваемтематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Масленица», «Весенниезабавы», «Гуляют ребятки в зимние святки», «Рождественские посиделки». Детям приносит радость не только праздники и развлечения, но и подготовка к ним, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
-
4. Историческое прошлое.
-
Никто не забыт, ничто не забыто…
-
Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине стало формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников; познакомить детей с лучшими качествами российского народа.Исходя из этого, чтобы воспитать достойного гражданина, патриота своей страны, пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны. Тема Великой Победы раскрывает величие подвига советского солдата, знакомит детей с песнями и музыкой тех лет. Особенно актуальная тема Войны в 2020г., поэтому наши воспитанники вместе с родителями и педагоги приняли активное участие в акциях, посвященных 75 лет ВОВ!
-
Патриотическое воспитание в ДОУ
проведение патриотических праздников экскурсии занятия участия в конкурсах детские проекты спортивные праздники выставки детских работ театрализованные представления досуги Формы работы
-
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с нравственностью и духовностью человека, их глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Список используемой мной методической и справочной литературы: 1. Дорошук, Л.А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7). 2. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 1999. 3. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.В. Любимова. – Екатеринбург, – 2004. 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992. 5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1965. 6. Радина, Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е.И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. – М., 1951. 7. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975. 8. Караковский, В.А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В.А. Караковский. – М.: Моск. рабочий, 1987. 9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. – М., 1983. 10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: диссертация канд. пед. наук. – Челябинск, – 2008. 11. ru.wikipedia.org
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.