Презентация на тему "Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников»"

Презентация: Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников»
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников»". Содержит 30 слайдов. Скачать файл 1.66 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 1.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников»
    Слайд 1

    Проект - «Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников» ПодготовилаВласова Л.И. музыкальный руководитель МБДОУ № 14 «Рябинушка» г.Чебаркуля Челябинской области.

  • Слайд 2

    «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» -   В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

  • Слайд 3

    «Музыкальный фольклор лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркой его гражданственности, проверкой его человечности, зеркалом его духа» - В.Г. Белинский. «Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура» – М. Горький. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – вторитета, достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» (Д.С.Лихачев)

  • Слайд 4

    Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой. Участники проекта:  воспитанники и воспитатели старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Время реализации проекта:  Январь – февраль – март 2020 г.

  • Слайд 5

    Цель: Повышать познавательную активность детей дошкольного возраста на основе внедрения региональной программы «Наш дом – Южный Урал». Познакомиться с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора Южного Урала. Заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

  • Слайд 6

    Задачи: Развивающие: Расширить знания и представления о культурных ценностях, лучших образцах музыкально – поэтического фольклора и народных традициях Южного Урала. Широко использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, танцы, хороводы, дразнилки, потешки, поговорки, хороводы. Разучивая скороговорки – развивать речь, дикцию, память, логическое мышление. Расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора. Пробуждать желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни произведения народного творчества. Способствовать развитию творческого воображения, умению связывать содержание с образом. Использовать элементы импровизации в постановке русских народных сказок. Развивать музыкальные и творческие способности.

  • Слайд 7

    Задачи: Образовательные: Знакомство с народным декоративно -прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Познакомить с новыми пословицами, поговорками, потешками. Разучивание русских народных песен, хороводов с движениями. Способствовать выразительному и эмоциональному исполнению народных песен и танцев. Развивать ритмический слух с использованием русских народных шумовых инструментов. В танцах знать основные положения рук, ног, притопы. Развивать умение играть в народные игры. Знакомить с национальной русской и башкирской кухней. Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к национальной культуре и предметам искусства. Дать представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, прививать нравственные ценности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине, её традициям и обычаям.

  • Слайд 8

    Актуальность: Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. 

  • Слайд 9

    Принципы: - принципы целостности, комплексности педагогических процессов; - принцип систематичности педагогических процессов; - дидактические принципы; - принцип познавательной выразительности; - принцип поэтапности в передаче смыслового; содержания; - принцип художественного фольклорного исполнения; - принцип повторения умений и навыков; - принцип доступности; - принцип коммуникативности; - принцип результативности; - принцип интерактивности; - принцип активности и посильной самостоятельности.  

  • Слайд 10

    Гипотеза - Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания детей, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности России. Объект исследования - Детский фольклор Южного Урала. Предмет исследования - Основные жанры детского фольклора на Южном Урале.

  • Слайд 11

    1 этап – подготовительный: - Подбор методической литературы, музыкального материала. - Подбор фольклора Южного Урала: сказок, потешек, колыбельных, загадок, считалок, народных подвижных игр, прибауток, поговорок, скороговорок, дразнилок. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. 2-й этап: организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценариев развлечений.

  • Слайд 12

    3 этап – реализационный. - Знакомство с детским фольклором.-   Знакомство с народными музыкальными инструментами.-   Знакомство с традициями и обрядами русского народа. - Проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.- Презентация проекта. - Итоговый фольклорный праздник – «Уральские посиделки».

  • Слайд 13

    4-й этап: итоговый - анализ полученных результатов, обобщение опыта. 

  • Слайд 14

    Формы реализации проекта. - Тематические занятия по ознакомлению с народными инструментами, детским фольклором, русскими и башкирскими национальными костюмами. - Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов. - Обучение игре на русских народных инструментах. - Занятия по изодеятельности.

  • Слайд 15

    Ожидаемый результат -  Окружающие предметы народного быта должны воспитывать чувство красоты, любознательности, патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Дети должны знать сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы. Уметь различать народные жанры: пляски, песни, заклички, колыбельные, хороводы. Народное пение должно формировать музыкальное мышление ребенка, укреплять и развивать певческий аппарат, поддерживать естественный гармонический процесс звукоподражания. С помощью скороговорки дети должны научиться правильно произносить и выговаривать трудные звуки, развивать речь и дикцию. Познакомить с новыми русскими народными сказками, знать их и уметь пересказать. Научиться владеть техникой живописи. Учиться выполнять несложные поделки из пластилина, проявлять творческую фантазию. Знать народные традиции и обычаи, связанные с проведением народных праздников. Пополнять словарный запас фольклорными терминами. Проявлять интерес к истории своего края, его культурному и духовному наследию.

  • Слайд 16

    Результат промежуточного обследования. Результаты диагностики показали, что большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей. В процессе работы заметно улучшилась пластичность движений. Дети стали выразительнее и ритмичнее двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений. Появились навыки концертного выступления. Дети, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования.

  • Слайд 17

    Изучение детского фольклора нас заинтересовало потому, что захотелось вернуться к истокам, к своим корням, всему, что характеризует самобытность народа. Ведь фольклорное творчество – это и есть история развития народа, изложенная в стихах, песнях, сказках. В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из  направлений общего художественно -эстетического воспитания и образования дошкольника.  В  музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы.

  • Слайд 18

    Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях - это национальный дух. Глубина и многообразие народного творчества неисчерпаемы. Зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство — нет областей культуры, в которых бы оно не присутствовало.

  • Слайд 19

    Есть одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство - это чувство доброты. Оно составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.  Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор. Приобщение детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Традиционная отечественная культура – это и бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

  • Слайд 20

    Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.  Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем.  Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

  • Слайд 21

    Раннее и дошкольное детство—это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Дети всегда должны видеть, что музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

  • Слайд 22

     Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок .  Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.  Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

  • Слайд 23

    Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра — становятся основой всех обрядовых праздников.  Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

  • Слайд 24

    Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, былины, сказания и прочее.  Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:  Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных. Знакомство с музыкальными играми и хороводами. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Знакомство с традициями и обрядами русского народа. 

  • Слайд 25

    Жанры детского фольклора. Детский фольклор – это: - фольклор для детей, исполняемый взрослыми (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки) ; - произведения взрослых, ставшими со временем детскими (заклички и приговорки); - собственно детские (сочиняют, поют, наговаривают сами дети - считалки, дразнилки, скороговорки.) Произведения детского фольклора сопровождают ребенка на протяжении всего детства.

  • Слайд 26

    Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое. 

  • Слайд 27

    Результаты проекта: Мы расширили свои представления о лучших фольклорных произведениях и народных традициях Южного Урала. Дети умеют играть в русские и башкирские народные игры. Используют считалки. Дети используют в активной речи потешки, загадки, поговорки, колыбельные… Установлены партнерские отношения педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. 

  • Слайд 28

    Заключение. Фольклор играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое помогло нам преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Фольклорные произведения научили нас понимать "доброе" и "злое", проявлять заботу к близким людям. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.  Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

  • Слайд 29

    Список литературы: - Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994 - «Народные песни Южного Урала» - А.Глинкин, Т.Валиахметова. Челябинск., 2008. - «Жаворонушки» - Г. Науменко. М.- «Советский композитор», 1986. - «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» -Ю. Г. Круглов. Москва 1990год.- «Научное наследие « - Г.С. Виноградова // Из истории русской фольклористики. Спб., 1998 . С. 224—240. - «Изучение детского фольклора О.И. Капицей» - // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1968 . Вып. 4 . С. 149-164. - Виноградов Г. С. - «Детский народный календарь» - (Из очерков по детской эт- нографии). Иркутск, 1924 . С. 5 . 4 - Виноградов Г.С. - «Детский фольклор» - // Из истории русской фольклористики. Л., 1978 . С. 169 .

  • Слайд 30
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке