Содержание
-
Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсомоторного развития детей раннего возраста и младшего своими руками
Презентация педагогического опыта коллегам Подготовила: воспитатель Якушева О.В. Возрастная группа: группа раннего возраста ГБДОУ д/с № 99 Московского района Санкт-Петербурга 1
-
Аннотация
Уважаемые коллеги! В данном материале я хочу представить свой опыт по обогащению РППС группы игровыми пособиями, способствующими сенсомоторному развитию детей раннего дошкольного возраста. В презентации представлены дидактические пособия (игры и игрушки), развивающие сенсорику (восприятие) и мелкую моторику детей, с кратким их описанием и фото. Эти пособия Вы можете сделать своими руками и использовать их в условиях группы ДОУ для получения и закрепления сенсомоторного опыта. На вопрос «Зачем нужны данные пособия и игры?» постараюсь кратко ответить. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Именно развитие мелкой моторики будет определять развитие речи ребёнка в будущем. К тому же, в повседневном быту человеку постоянно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество жизни людей. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. 2
-
Почему же так важно развивать восприятие детей именно в возрасте 2-3-х лет?
Дети раннего возраста (2-3-х лет) наиболее восприимчивы к усвоению представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов, выработанных обществом (так называемых сенсорных эталонов). Чем больше сенсорного опыта сможет накопить ребёнок в данном возрасте, тем больше предпосылок для интеллектуального развитияу него будет. Чем богаче и разнообразнее будет окружающая малыша сенсорная среда, с которой он активно действует, тем шире у него будет спектр ощущений и возможностей обследовать, т.е. развиваться. Ознакомление со всеми вышеперечисленными свойствами предметов (обследовать предмет с точки зрения его формы, цвета, величины, положении в пространстве, запаха и вкуса) будет проходить через игровую деятельность. Поэтому важно правильно подобрать игровые пособия и игрушки, способствующие сенсомоторному развитию детей раннего возраста, т.е. с учётом набора вышеуказанных свойств, необходимых для формирования и развития восприятия, которые дети смогут исследовать в ходе самостоятельной игровой деятельности, а также в совместных играх с Вами. Если игрушки будут выполнены Вашими руками с любовью и заботой, они будут самыми незаменимыми и любимыми у малышей во время их игровой деятельности. 3
-
Список предлагаемых к изготовлению игр и игрушек с краткими характеристиками
1. Дидактическая игра «Бабочки и цветочек» (развитие восприятия цвета + тактильные ощущения) 2. Развивающие игрушки «Весёлые свинки Нюша и Хрюша» (мелкая моторика рук + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения + развитие восприятия звука) 3. Развивающие игрушки «Погремушка – открывашка» (мелкая моторика рук (отвинчивание и прикручивание крышечек) + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения + развитие восприятия звука 4. Игры с прищепками «Весёлые ёжики», «Солнышко», «Яблочки» (мелкая моторика рук + развитие восприятия количества, формы, размера, цвета) 5. Развивающая сенсорику и мелкую моторику рук доска (мелкая моторика рук (шнуровка, молния) + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения) 6. Доска с грибами на липучке «Нарядные мухоморчики» (мелкая моторика рук + развитие восприятия, формы, размера (большой-маленький), цвета, количества (много-один) 4
-
Список предлагаемых к изготовлению игр и игрушек (продолжение)
7. «Красный Сапожок» (шнуровка – развитие мелкой моторики рук) 8. Игры с пробками («Мухоморчики», «Божья коровка», «Бусы», «Бабочка», «Ёлочка», «Машинка») (развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания) 9. «Бусы» из пробок (развитие мелкой моторики + развитие восприятия формы, размера и цвета) 10. Игра«Подбери заплатку» (одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.)(развитие восприятия размера, формы, цвета + развитие внимания) 11. Игра«Найди такой же», или «Парочки»(игрушки, фрукты и т.д.) 12. «Весёлые носочки», наполненные разными крупами (развитие тактильного восприятия, релаксация) 5
-
Бабочки и цветочек(развитие восприятия цвета + тактильные ощущения)
Цель игры: посадить бабочек на лепестки. Бабочки и лепестки должны быть одного цвета Материалы: игрушка выполнена из натуральных материалов: картона, вискозной салфетки, бархатной бумаги; бабочки с обратной стороны имеют липучку. Направлена на развитие восприятия цвета и тактильных ощущений ребёнка. 6
-
«Весёлые свинки Нюша и Хрюша» (мелкая моторика рук + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения + развитие восприятия звука)
Цель: развитие мелкой моторики рук (отвинтить и привинтить крышечку-пятачок), форма – круг (пятачок), кирпичик (квадрат) - (ножки), цвет – (красный, по выбору), тактильные ощущения – «мягкий – жёсткий», «гладкий – шершавый», звук – «звонкий – глухой», «громкий – тихий») Материалы: игрушки изготовлены из пластиковых бутылок (из-под молока), х/б ткани, поролона, губки с тефлоновым покрытием (ножки), кружева (юбочка), вязанных из акрила хвостиков, наполнение – поролон и каштаны 7
-
Развивающая игрушка «Погремушка – открывашка» (мелкая моторика рук + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения + развитие восприятия звука
Цель: развитие мелкой моторики рук (отвинтить и привинтить крышечки) и развитие сенсорного опыта (форма – «круг», цвета – «синий», «красный», «жёлтый», «белый») Материалы: игрушка изготовлена из пластиковых бутылок (из-под воды) с узким горлышком, х/б ткани, вискозной салфетки и тесьмы, наполнение – поролон и каштаны 8
-
Игры с прищепками «Весёлые ёжики», «Солнышко», «Яблочки»(мелкая моторика рук + развитие восприятия количества, формы, размера, цвета)Цель: подобрать прищепки нужного цвета к ёжику (солнышку, яблочку). Задачу можно усложнить, сделав фигурки разного размера и взяв большие и маленькие прищепки.Материалы: цветной картон и скотч для ламинирования, пластмассовые прищепки
9
-
Развивающая сенсорику и мелкую моторику рук доска (мелкая моторика рук + развитие восприятия цвета и формы + тактильные ощущения)
Цель: развитие мелкой моторики рук (шнуровка, молния, натягивание петелек на пуговицы), форма – круг, квадрат («кирпичик»), количество – «много – мало –один», размер – «большой – маленький», цвета - красный, жёлтый, белый, чёрный; тактильные ощущения – «тёплый – холодный», «гладкий-шершавый» и т.д. Материалы: игрушка изготовлена из картона, х/б ткани, тесьмы, пуговиц разной фактуры, величины, разного цвета, из разных материалов (пластика, дерева, металла, молнии, металлических колец, шнурка, петелек, кожи) 10
-
Развивающая доска с грибами на липучке «Нарядные мухоморчики» (мелкая моторика рук + развитие восприятия, формы, размера (большой-маленький), цвета, количества (много-один)
Цель: развитие мелкой моторики рук (отрыв грибка от липучки и прилепливание его на прежнее место), восприятие количества – «много–мало–один», размер – «большой–маленький», роста – «низкий» – «высокий», цвета- «красный», «белый», «зелёный»; тактильные ощущения – «мягкий - жёсткий» и т.д. Материалы: игрушка изготовлена из картона, нейлоновой и х/б ткани, вискозных салфеток, поролона, липучек 11
-
«Красный Сапожок»(шнуровка – развитие мелкой моторики рук, развитие восприятия количества и цвета )
Цель: развитие мелкой моторики рук (шнуровка), восприятие количества – «много – мало – один», цвета – «красный», «белый», «жёлтый», «синий»; тактильные ощущения – «мягкий - жёсткий» и т.д. Материалы: Игрушка изготовлена из х/б, нейлоновой и вискозной тканей, с фетровыми вставками, колец и шнурка 12
-
Игры с пробками (крышечками от пластиковых бутылок) «Ёлочка», «Бусы» (развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания) 13
-
Игры с пробками (крышечками от пластиковых бутылок) «Машинки» (развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания) 14
-
Игры с пробками (крышечками от пластиковых бутылок) «Бабочки», «Божьи коровки», «Мухоморчики» (развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания) 15
-
«Бусы» из пробок (крышечек от пластиковых бутылок)(развитие мелкой моторики + развитие восприятия формы, размера и цвета)
Цель: развитие мелкой моторики рук (нанизывание), восприятие количества – «много–мало–один», размера – «большой- маленький», цвета - красный, белый, жёлтый, синий, зелёный Материалы: пособие изготовлено из шнурка и пробок (крышечек от пластиковых бутылок) с разным диаметром горлышка 16
-
Игра «Подбери заплатку» (одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.)(развитие восприятия размера, формы, цвета + развитие внимания)
Цель: развитие мелкой моторики рук (вставка заплатки), восприятие формы – «круг», «квадрат», размера – «большой- маленький», цвета – «красный», «жёлтый», «синий», «зелёный» Материалы: игра изготовлена из цветного картона и ламинирована скотчем 17
-
Игра «Найди такой же», или«Парочки» (игрушки, фрукты, грибы и т.д.)
Цель: развитие мелкой моторики рук, восприятие и нахождение подобного (такого же) по визуальным признакам, восприятие цвета – «красный», «жёлтый», «синий», «зелёный», «белый», «чёрный» Материалы: игра изготовлена из цветного картона, ламинирована скотчем 18
-
«Весёлые носочки», наполненные разными крупами (развитие тактильного восприятия, релаксация)
Цель: релаксация, восприятие количества – «много–мало–один», развитие тактильных ощущений; носочки могут быть использованы как пособия для метания Материалы: носочки выполнены из х/б ткани с наполнением из разных круп 19
-
Спасибо за внимание!
Выбирайте любой понравившийся Вам вариант. Ознакомившись с предложенной информацией, проявив немного терпения и добавив фантазии Вы сможете создать свою уникальную игрушку, которая обязательно станет любимой развивающей игрушкой Ваших воспитанников. 20
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.