Содержание
-
Проблема возраста при поступлении в школу
Подготовила: воспитатель Каракчеева В.Г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКомитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87
-
Актуальность темы
Многочисленные реформы системы образования не дают покоя ни родителям, ни педагогам. Открытия в детской психологии, обмен опытом с зарубежными коллегами, предупреждения врачей о всевозрастающей нагрузке приводит к противоречивой ситуации, когда родители не знают, когда стоит начинать обучение ребенка. Если раньше дети, приходя в первый класс, в большинстве своем не умели читать и писать, то теперь такие навыки – это необходимое условие того, что вашего ребенка примут в школу. Да и возраст первоклассников существенно снизился. Не успев дождаться первого произнесенного слова, родители начинают набивать голову малыша иностранными языками. В детском саду крохи пытаются решить довольно сложные логические задачи. Врачи бьют тревогу: нагрузка на нервную систему детей непомерно велика. Напряженная умственная деятельность не дает детям наслаждаться жизнью, а рюкзаки с учебниками кажутся тяжелыми даже взрослым. Из всего вышесказанного и возникает проблема возраста при поступлении в школу.
-
Психологическая готовность
По мнению ряда ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова) успешность развития и обучения детей в школе зависит от их психологической готовности к обучению. Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.
-
Аспекты готовности к школе
Физиологическая готовность Психологическая готовность Социально-личностная готовность Специальная готовность
-
Физиологическая готовность – «Школьная зрелость»
Характеризует потенциал ребенка к систематическому обучению в школе и возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. «Школьная зрелость» - биологическая зрелость организма, состояние здоровья, функциональная готовность и прежде всего физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее 7 лет.
-
Психологическая готовность
Характеризует особенности психического развития ребенка: мотивационное, волевое, познавательное, коммуникативное.
-
Познавательное развитие – уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении.
Познавательная готовность предполагает: сформированность познавательной активности, познавательного интереса; овладение способами и приемами умственной деятельности; развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.
-
Волевое развитие
Выражается: в способности к проявлению настойчивости в достижении цели; в появлении мотивов «должествования»; в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль.
-
Мотивационное развитие
Выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Будущий школьник испытывает потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые.
-
Коммуникативное развитие
Характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка. Проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивости привычек культурного поведения. Предполагает наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.
-
Социально-личностная готовность
Характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания, самооценки ребенка. Свидетельствует о достижении ребенком элементарной социальной зрелости – правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность.
-
Специальная готовность
Определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.
-
Что свидетельствует о готовности ребенка к школе?
Умением решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности. Умением самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника. Сформированностью у старшего дошкольника начальных компетенций. Компетентности ребенка – это интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности.
-
Заключение
С какого возраста отдать ребенка в школу – это очень важный вопрос для каждого родителя. Его необходимо решать индивидуально для каждого ребенка. Если малыш в шесть лет показывает необходимую, достаточную и в полном объеме психологическую готовность к обучению в школе, то такой вполне вероятно он справиться со всеми трудностями школьной адаптации и обучение не будет для него в тягость. В противном случае можно нанести вред физическому и психологическому здоровью ребенка. Для этого необходимо проконсультироваться со специалистами: врачами, психологами, педагогами. Ниже приведена консультация для родителей (из опыта работы).
-
Консультация для родителейС какого возраста отдать ребенка в школу?
Ежегодно множество родителей задается этим вопросом: в каком возрасте отдавать ребенка в школу? В пользу шести лет приводятся аргументы типа: «он/она – очень развитый ребенок», «мальчику лучше пойти в школу с 6 лет, чтобы успеть поступить до армии», «дети моих знакомых пошли с шести – и ничего» – и еще множество других резонов.
-
Среди них достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет я назвала бы следующие: ребенок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет; ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5-6 раз в год) детям – то есть, у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как гиперактивность, синдром дефицита внимания (это не когда ребенку уделяется мало внимания, а проблемы с концентрацией имеются в виду), аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения; ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от детских садов до школ раннего развития – любых детских коллективов); ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учебы в ней; ребенок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас; у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность; первый класс будет вести очень грамотный, добрый и понимающий педагог; дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут – иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня. Внимание, родители: только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан.
-
Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете в течение не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет – а именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще – хочет ли он сам в школу?
-
Плюс еще важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий. То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы!
-
И, кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, если еще такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть, первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям. Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному обучению. Если вы сомневаетесь в его силах и подготовленности к школе, сходите на консультацию к детскому психологу и проверьте потенциал своего чада. Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребенок к школе готов – нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет – стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а нервная система созреет.
-
В последний предшкольный год следует уделить внимание укреплению здоровья будущего первоклассника, а также расширению его кругозора и общего развития. Будет просто прекрасно, если родители найдут время, деньги и силы для обучения ребенка основам чтения, счета и письма – либо своими силами, либо в детском учреждении: это значительно снизит нагрузку на малыша в «большой школе». Как правило (без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих картину), реально к обучению в школе с 6 лет готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы резоны не приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к «удачливым» или же к «неудачникам».
-
Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями об успехах детей друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему ребенку удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет.
-
Список литературы
1. Выготский Л.С. Проблема возраста//Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268 2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. 3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский ценьр «Академия», 2001. -336 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.