Содержание
-
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
-
ПРОБЛЕМА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА- ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ШЛЯГЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ, ХИТЫ, БЕСТСЕЛЛЕРЫ - ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ. НО ВОКРУГ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТОЯННО ИДУТ СПОРЫ И ДИССКУССИИ. В ЧЕМ ЖЕ ПРОБЛЕМА МК.?
-
ЦЕЛИ УРОКА.
РАССМОТРЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВЯЗЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО ОБЩЕСТВА, ПРОДУКТОМ КОТОРОГО СТАНОВИТСЯ «ЧЕЛОВЕК МАССЫ» В ЧЕМ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. СВЯЗЬ СМИ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОЦЕНКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ – СИМПТОН ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ.
-
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, СМИ. ТЕРМИНЫ: ЖЕЛТАЯ ПРЕССА, «ЧЕЛОВЕК МАССЫ», БЛОКБАСТЕР, БЕСТСЕЛЛЕР, ШЛЯГЕР, ХИТ.
-
КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ.
КУЛЬТУРА МНОГОЛИКА И МНОГООБРАЗНА. МЫ УЖЕ ГОВОРИЛИ О КУЛЬТУРЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ. ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕМ КУЛЬТУРУ НАРОДНУЮ, ЭЛИТАРНУЮ, И МАССОВОЮ. УЖЕ В 19 В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЭЛИТАРНАЯ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ЧТО СВЯЗАНО С СОЦИАЛЬНЫМ РАССЛОЕНИЕМ ОБЩЕСТВА НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА- ЦЕННОСТИ СОЗДАВАЕМЫЕ НАРОДОМ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА. В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА ДЖ. ТОМПСОН – ФОЛЬКЛОР- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКИ, ТАНЦЫ, ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ. ИГРУШКИ.
-
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ОТРАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПРОСТЫХ « ЛЮДЕЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ВЕКАМИ. В НИХ: ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ, ИДЕАЛЫ ДОБРА , КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЭТО ИСКУССТВО НА ПРАЗДНИКАХ, ОБРЯДАХ. В НЕМ НЕТ СОЗДАТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НЕСЕТ В СЕБЕ СВОЕБРАЗИЕ НАРОДА, ЕГО МЕНТАЛИТЕТ, ТРАДИЦИИ
-
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ГОРОДАХ, СРЕДИ ОБРАЗОВАННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЗДАВАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ ХУДОЖНИКАМИ, ПИСАТЕЛЯМИ. ДО ПОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО ОТЧУЖДЕНИЕ НАРОДА ОТ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО С НИЗКИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ И НЕГРАМОТНОСТЬЮ. ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВОСТРЕБОВАННОЙ МАССАМИ ОКЕЗАЛОСЬ НЕ ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА А ТА КТОРУЮ В ДАЛЬНЕШЕМ НАЗОВУТ МАССОВОЙ. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА АДРЕСОВАНА НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
-
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»
ПОЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ СВЯЗАНО СО СТАНОВЛЕНИЕМ НА РУБЕЖЕ 19- 20 ВЕКОВ - МАССОВОГО ОБЩЕСТВА. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ СТАЛО МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО , ПРИ КОТОРОМ УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УМЕНЬШИЛАСЬ ИХ ЦЕНА. ПРОИСХОДИТ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТАКЖЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ОБОЗНАЧИЛИСЬ ДВЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА: РАБОТА И ДОСУГ.
-
МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО ВОЗНИКАЕТ СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ПРОВЕСТИ ДОСУГ. РЫНОК ОТВЕТИЛ ТИПОВЫМ КУЛЬТУРНЫМ ПРОДУКТОМ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ. В ОЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВИЛАСЬ ШИРОКАЯ ЧИТЕТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ И ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЖАНРОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЗАМЕНИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.
-
ЧЕЛОВЕК МАССЫ.
ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА НАДЕЛЯЛИ ЕГО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ- «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА» , «ЧЕЛОВЕК КАК ВСЕ» ОРТЕГА-И ГАССЕТ ДАЛ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТОГО НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА-МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: РОСТ ЖИЗНЕНЫХ ЗАПРОСОВ И НЕБЛОГОДАРНОСТЬ К ТЕМ, КТО ЕЁ УДОВЛЕТВОРЯЕТ- ПОСРЕДСТВЕННОСТИ, ВАРВАРЫ. ИМЕННО С НИМИ ФИЛОСОФ СВЯЗЫВАЕТ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА « МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА» СТАЛИ СООТНОСИТЬ С С БЛАГОНАМЕРЕННЫМ СРЕДНИМ КЛАССОМ. ИХСТАНДАРТЫ, ПРИВЫЧКИ, ЗАПРОСЫ СТАЛИ СЧИТАТЬСЯ НОРМОЙ.
-
ВЫВОДЫ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТЕПЕННО СЛОЖИЛОСЬ ПОНИМАНИЕ, ЧТО ПОТРЕБЛЕНИЕ И ДОСУГ ЧЕЛОВЕКА МАССЫ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫ. ЧЕМ РАБОТА И КАРЬЕРА. СОЦИОЛОГИ ПРИНЯЛИ ВЫРАЖЕНИЕ- ОБЩЕСТВО МАССОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА. В НАУКЕ ЕСТЬ И ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ. СОГЛАСНО ЕЙ МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО СХОДИТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ. ПРОИСХОДИТ ДЕМАССИФИКАЦИЯ. НА СМЕНУ МАССОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИХОДИТ ИНДИВИДУАЛИСТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ИТАК «ОТ ВЫРВАВШЕГОСЯ НА СЦЕНУ ВАРВАРА ДО ДОБРОПОРЯДОЧНОГО ГРАЖДАНИНА» ТАКОВЫ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
-
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
ТЕРМИНОМ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НАЗЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И СИСТЕМЫ ИХ РАСПРАСТРАНЕНИЯ И СОЗДАНИЯ. ЭТО КОМИКСЫ, ПОП- МУЗЫКА, ТРИЛЛЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ. КРОМЕ ЭТГО СЮДА ОТНОСЯТСЯ- ОБРАЗЦЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ВИДА И Т.Д. ВСЕ ЭТО ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ СМИ, РЕКЛАМУ, МОДУ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МК. ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ. (ЛЕГКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ) ОДНАКО ЭТО НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ. 2.ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ. ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ, ГЕРОИ ПОНЯТНЫ. 3.СЕРИЙНОСТЬ, ТИРАЖИРУЕМОСТЬ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ, МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ. 4.ПАССИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- НИКАКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ. 5. КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
-
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ.
ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ 19в ЗАРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ –МАССОВОЕ ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: «КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР» , МЕБЕЛЬ, ДИЗАЙН, МНОГОТИРАЖКИ, КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. САЛОННОЕ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУБЛИЧНОЕ. 1920 – 1930 г. В 1920- 1930 ПРОЦЕСС « ОМАССОВЛЕНИЯ» НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВ. ПОЛИТ. СТРОЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: АСКЕТИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО «МОБИЛИЗАЦИОННОГО ТИПА»
-
60 – 80 Г 20 ВЕКА. В 1960 ГОДУ В СССР СРАВНЯЛАСЬ ЧИСЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ: СНИЖАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОММУНАЛЬНО- КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ СФЕРЫ, НО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЫНКА ТОВАРОВ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ВСЕ ЭТО НА ФОНЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. УРАВНИТЕЛЬНО- АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТЕРЯЕТ СВОЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ.
-
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ СОХРАНЯЮТСЯ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, А С ДРУГОЙ ВНЕДРЯЮТСЯ ОБРАЗЦЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЫНОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. 1.ВНЕДРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. 2.СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ. 3 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – СЛАБОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ МАССОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ.
-
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
СМИ- ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, РАДИО, ТВ, КИНО ,ИНТЕРНЕТ: 17в.- ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ. 19в.- РАЗДЕЛЕНИЕ НА КАЧЕСТВ. ИМАССОВУЮ ПРЕССУ. 20в- РАДИО,ТВ, ИНТЕРНЕТ. ТЕЗИС ОБ ВЛИЯНИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. «ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД ВЛАСТИ» РЕЗКОЕ УСИЛЕНИЕ РОЛИ СМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ, УСИЛЕНИЕ СПРОСА НА СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗДАНИЯ. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТВ. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В РАМКАХ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
-
ОЦЕНКИ МК.
ПРОТИВНИКИ МК ГОВОРЯТ ЧТО ОНА СНИЖАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ , НАСАЖДАЕТ ЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. В ОСНОВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕЖИТ ИДЕОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА. А ВОСТРЕБОВАННЫЕ «ЧЕЛОВЕКОМ МАССЫ» ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА ПРОБУЖДАЮТ НИЗМЕННЫЕ ЧУВСТВА, ПОРОЧНЫЕ ЖЕЛАНИЯ МЕЖДУ ТЕМ, В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ИСКУССТВА. ОНА ДЕМОКРАТИЧНА
-
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ.
ВОПРОСЫ НА С.367– 368. ПОРАБОТАЙТЕ С ИСТОЧНИКОМ. С.369.
-
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.