Содержание
-
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Воспитатели: Чемакина В.С., Марченко Л.И. МБДОУ «Детский сад № 12» г. Торжок, Тверская область
-
Для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) должна быть разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Исключительным правом на разработку и утверждение адаптированной программы обладает образовательная организация согласно ч.5 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст.79, п.4).
Трудовые действия педагогического коллектива: - Разработка адоптированной образовательной программы в рамках основной общеобразовательной программы. - Аудит разработанной адоптированной образовательной программы (АОП) на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и примерной адоптированной основной образовательной программы (ПрАООП). - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация АОП ребенка с нарушением слуха строится с учетом: - особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения; - особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ; - вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушением слуха к включению; - критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса; - организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
-
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ (слабослышащие дети и дети, после кохлеарной имплантации):
- мотивированное употребление единиц языка; - членораздельное, внятное произношение; - развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; - обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками; - индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (слуховые аппараты) обучения, компенсации и коррекции дефекта.
-
Содержание адоптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО) для слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
-
Целевой раздел АОП ДО:
Пояснительная записка. Определяет цели и задачи работы. Принципы и подходы к формированию АОП. Планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. . Пояснительная записка. Настоящая АОП предназначена для работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, дошкольного возраста. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, в каждой возрастной группе детей по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников
-
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи коррекционные: - обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении АОП; - освоение слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, АОП ДО, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
-
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: - коммуникативный - последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с ОВЗ разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения; - деятельностный - строится на признании того факта, что развитие личности детей с ОВЗ, определяется характером организации доступной им деятельности: частично речевой, предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой; полноценное формирование этих видов деятельности у детей с ОВЗ происходит в процессе целенаправленного воздействия; - личностный - предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть; - культурологический - ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей; - дифференцированный - предполагает учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования; применение данного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.
-
Принципы и подходы к формированию программы - полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых (партнерство), признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - тесное сотрудничество ДОУ с семьёй; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка). Специфические принципы формирования программы: - единство развития и коррекции (коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений); - единство диагностики и коррекции развития (цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка); - взаимосвязь коррекции и компенсации (система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами слуха); - учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; - организация атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений.
-
Планируемые результаты освоения АОП: В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений слабослышащих и позднооглохших детей к концу дошкольного образования. Система оценки качества дошкольного образования: - должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации АООП в ДОУ в пяти образовательных областях (по ФГОС ДО); - учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации; - исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОУ; - исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования; - способствует открытости по отношению к ожиданиям слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации, семьи, педагогов, общества и государства; - включает как оценку педагогами ДОУ собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в ДОУ; - использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в ДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
-
Содержательный раздел 1. Общие положения 2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка: 2.1. Младенческий возраст. 2.2. Дошкольный возраст. 2.2.1 Социально-коммуникативное развитие. 2.2.2 Познавательное развитие. 2.2.3 Речевое развитие. 2.2.4 Художественно-эстетическое развитие. 2.2.5 Физическое развитие. 3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. 4. Особенности образовательной деятельности. 5. Взаимодействие взрослых с детьми. 6. Способы и направления поддержки детской инициативы 7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников: 7.1. По направлениям: участие в жизни ДОУ, педагогическое просвещение родителей, совместная творческая деятельность. 7.2. Коррекционно-реабилитационная и психолого-педагогическая работа с семьями детей с нарушениями слуха (слабослышащими и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию). 8. Психологическое сопровождение образовательного процесса. 9. Логопедическое сопровождение образовательного процесса. 10. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса
-
Специальные приемы работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации: - фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры; - постановка звуков по методике Слезиной Н. Ф.; - метод экрана, обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи; - методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры); - стимуляция речевой деятельности на режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности; - дактильная (ручная) азбука. Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний: - Недостаточное овладение звуковым составом слова. - Ограниченность словарного запаса. - Непонимание переносного смысла выражения. Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной, обогащают словарный запас.
-
Цели коррекционно-реабилитационной и психолого-педагогической работы с семьями детей с нарушениями слуха (слабослышащими детьми и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию): - обеспечение адекватных микро социальных условий развития ребенка с нарушениями слуха в семье; - преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей; - формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с нарушениями слуха и оптимистического взгляда в будущее. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: - сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации; - установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения и способствовать их коррекции; - выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию ребенка с нарушениями слуха в семье; - добиваться оптимизации самосознания родителей; - способствовать оптимизации личностного развития детей с нарушениями слуха; - обучить родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, методам воспитания, обучения и реабилитации детей, обеспечивающим оптимальное развитие ребенка с нарушениями слуха; - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации ребенка с нарушениями слуха; - скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.
-
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с нарушениями слуха (слабослышащими детьми и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию):
Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
-
Организационный раздел АОП ДО:
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Кадровые условия реализации Программы 3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 3.5. Финансовые условия реализации Программы 3.6. Планирование образовательной деятельности 3.7. Режим дня и распорядок 3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 3.10. Перечень литературных источников Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей: 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития слабослышащего ребенка раннего и дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов.
-
Организация развивающей предметно-пространственной среды (ППС) Развивающая предметно-пространственная среда детского сада является: - содержательно-насыщенной, развивающей; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровье сберегающей; - эстетически-привлекательной. Предметная среда удовлетворяет следующим требованиям: 1. Качественная. 2. Развивающая. 3. Комфортная. 4. Индивидуально-направленная. 5. Коррекционная. Кадровые условия реализации АОП Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры: учителя-дефектологи (сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели прошедшие профессиональную подготовку, знающие психофизические особенности детей с нарушениями слуха и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы. Кадровая обеспеченность ДОО во многом будет зависеть от наличия руководителей, педагогов, специалистов, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования детей.
-
Материально-техническое обеспечение АОП - санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с нарушением слуха (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); - возможности для беспрепятственного доступа детей, в том числе детей с ОВЗ, к объектам инфраструктуры образовательной организации; - санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих в себя кушетки т.д.). - социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с нарушениями слуха, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.). Для осуществления психолого-педагогической работы по коррекции и реабилитации детей с нарушением слуха рабочее место (специальный кабинет) должно быть оснащено следующими средствами: 1.Электроакустическая аппаратура. 2. Сурдотехнические средства обучения и реабилитации, например, специальная аппаратура для практической работы, предназначенная для специалистов по реабилитации: преподавателей, а также родителей (в случае участия последних), представленная обычно в виде настольных аппаратов. 3. Электроакустические комплексы (для индивидуальной и групповой работы, слухоречевой реабилитации, индивидуальной и групповой работы детей с кохлеарнымиимплантами, определения оптимального слухового поля). 4. Средства наглядности (предметно-образные и динамические). 5. Различные технические средства обучения 6. ИКТ-технологии.
-
Финансовые условия реализации Программы Финансовое обеспечениереализации АООП ДО, разработанной для детей с нарушением слуха, осуществляется в соответствии с потребностями ДОО на осуществление всех необходимых расходов на обеспечение конституционного права на бесплатное и общедоступное дошкольное образование с учетом направленности группы, режима пребывания детей в группе, возрастом воспитанников и прочими особенностями реализации Программы. Планирование образовательной деятельности Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации. ДОО реализовывает различные программы: коррекционные, вариативные, дополнитель-ного образования. Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению в ДОО и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. Для детей с ОВЗ (слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации) предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных, двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов. Выделяются следующие формы работы с детьми с нарушением слуха: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится дифференцированно.
-
Режим дня и распорядок Программа оставляет за ДОО право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: - игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), - коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), - восприятии художественной литературы и фольклора, - самообслуживании и элементарном бытовом труде, - конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительной (рисование, лепка, аппликация), - музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность), - двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам, отраженными в организационном разделе.
-
Перечень нормативных и нормативно-методических документов «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28.06.2014г). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минтруда России № 664н от 29.09.2014г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13); Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15)).
-
Перечень литературных источников Основная программа: Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (примерная общеобразовательная программа ДО (пилотный вариант)) М.: Мозаика-Синтез, 2014. Дополнительная литература: Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Авторы Головчиц Л. А, Носкова Л. П и др. Москва. Прсвещение. 2012 Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением слуха «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева М.: Просвещение, 2003. Буре Р.С. Дошкольник и труд, М., Детство - Пресс, 2004 Буренина А.И. Ритмическая мозаика, С-П., ЛОИРО, 2000 ГоловчицЛ. А., Гаврилушкина О. П., Дмитриева О. П. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» [текст] / Л. А. Головчиц, О. П. Гаврилушкина., О. П. Дмитри − М.: ГНОМ и Д, 2006. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: сборник игр для педагогов и родителей / Л.А. Головчиц, Л. В. Дмитриева, В. Л. Казанская, Е. В. Каширская, Т. А. Осипова и др. – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. Зонтова О.В. Коррекционно - педагогическая помощь детям после КИ,С-П., 2009 Королева И.В. «Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарнымиимплантами». С-П.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2006 Королева И.В. Абилитация детей младшего возраста с КИ, С-П., 2006 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Марциновской Г. А. Аудиовизуальный курс верботонального метода. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». М.: «Владос», 2001 Новикова О.О., Шматко Н.Д. «Речевая ритмика для малышей». Методическое пособие для педагогов и родителей. М.: «Владос», 2003 Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, Мн.. БГПУ, 2005. Пелымская Т.В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: методическое пособие для учителей дефектологов и родителей [текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. ПензулаеваЛ.И. "Физическая культура в детском саду«. – М.: Мозаика- Синтез, 2014 Петрова В.А. Музыка - малышам, М., Мозаика - Синтез, 2001 Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М.: Учебная литература, 1997. ШматкоН.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для дошкольников, ИКП РАО, 2006 Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений [текст] / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
-
Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.