Содержание
-
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первое - программа исследования должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа
-
Теоретическая часть программы
-
Проблема
9 Проблема – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Энциклопедический словарь
-
ОСИ
-
Формулировка проблемы
1. Формулировка проблемы означает систематизацию знаний относительно данного фрагмента социальной реальности и по возможности более точное определение того, что именно неизвестно и установление чего могло бы существенно обогатить представления об изучаемом фрагменте. Источники научных проблем: а) противоречия реальной действительности; б) «белые пятна познания» (неизученность тех или иных социальных явлений, событий); в) «конфликт интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются существенно по-разному, при чем каждая из научных позиций недостаточно убедительна.
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
Определение объекта и предмета исследования
2.Объектомможет быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предметом исследования выступают наиболее .значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования - это те параметры объекта, в которых наиболее рельефно проявляются социальные противоречия.
-
Предмет и объект исследования
18 Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие» С. И. Ожегов Пример: Влияние мирового финансового кризиса на процесс управления крупномасштабными проектами
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
Определение цели и постановка задач исследования
Исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате, а также задач реализации поставленных целей. Четкой постановкой целей исследования достигается: 1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования, 2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата. 3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает: а) необоснованные обещания исполнителя; б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.
-
Задачи исследования – это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Программные Дополнительные (основные и неосновные) (неосновные) Правила постановки задач: 1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное. 2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. 3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.
-
ОСИ
-
ОСИ
-
Выработка гипотез
ОСИ
-
гипотеза
Гипотеза – предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. 1. Это вероятностное знание. 2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное). 3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы. 4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися. 5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки. ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
Классификация гипотез:
По задачам исследования: - основные - неосновные По содержанию: а) описательные (о существенных свойствах объекта): - структурные - функциональные б) объяснительные (предложения о значении факторов). в) гипотезы - следствия ОСИ
-
Рабочая гипотеза
31 Гипотеза – это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Энциклопедический словарь Рабочая гипотеза определяет основное направление осуществления исследовательского проекта .
-
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания. ОСИ
-
24.11.2017 33 1. Гипотезы должны быть концептуально ясными, т.е. они должны четко очерчивать основной теоретико-прикладной замысел исследования. 2. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми. Предложение о всеобщем закате цивилизации или об отмирании моногамной формы брака не относятся к числу проверяемых. Чтобы социологическая гипотеза была проверяемой, все ключевые ее понятия должны иметь эмпирическую интерпретацию. 3.Гипотезы должны быть реально проверяемыми при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования. 4. Рабочая гипотеза должна быть специфицирована в том смысле, что в самой ее формулировке следует указать и способ ее проверки. С этой целью наряду с основной гипотезой следует сформулировать ряд гипотез - следствий, в которых будет четко указано, какой характер связи между такими то и такими фактами будет подтверждать или отвергать гипотезу Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения. СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ, КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.
-
Интерпретация основных понятий
опосредованное выявление интересующих исследователя сторон и свойств предмета изучения объяснение, оценивание и соотнесение интерпретируемого содержания с другими сходными данными
-
ОСИ
-
Уточнение и интерпретация основных понятий
24.11.2017 36 Механизм интерпретации Теоретическая интерпретация Эмпирическая интерпретация Операционализация Создание «образа» данного понятия, выявление его «зримых» проявлений в реальной действительности а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой; б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования; в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия. Выбор эмпирических показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретно методами и техническими приемами следует фиксировать выделенные свойства В ходе ЭИП происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР Построение так называемых индексов их составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
ОСИ
-
Пример интерпретации понятий
24.11.2017 41 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Показатели Отношение к труду Отношение к собственности Отношение к производству Отношения между работниками Отношение к управлению Переменные Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде. Субъективное восприятие. Реальное совпадение. Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления. Индикаторы Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность, инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок. Мое, наше, чужое. Понимание, оценки, установки, события Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения. Одобрение, безразличие, осуждение. Принятие, непринятие. Оценки.
-
ОСИ
-
Предварительный анализ объекта исследования
Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве-времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании. Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи. Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий, Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.
-
3. Процедурно-методический раздел программы Аннотация исследования
24.11.2017 44 1. Определение исследования 1.1. Название исследования 1.2. Сроки проведения 1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации, проводящей исследование) Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о., уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон) 2. Тип исследования. 2. 1. Пилотажное (если доследование ограничилось пилотажем). 2. 2. Основное. 2. 3. Разовое. 2. 4. Продолжающееся (лонгитюдное). 2. 5. Сравнительное. 2. 6. Повторное (панельное, трендовое, когортное). 2. 7. Монографическое. 2. 8. Сплошное. 2. 9. Выборочное. 2. 10. Теоретическое. 2. 11. Теоретико-прикладное. 2. 12. Прикладное. 2. 13. Другое _____________________________________________________________ 3. Характеристика объекта исследования. 3. 1. Генеральная совокупность _____________________________________________ 3. 2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности ________ 3. 3. Объем генеральной совокупности
-
Продолжение
24.11.2017 45 3. 4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть) Индивид Семья Первичный коллектив Неформальная группа Предприятие, учреждение Населенный пункт Район, область, регион Другое________________________________________________________ 3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения) 3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть) Случайная Квотная Гнездовой отбор Другое________________________________________________________ Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности 4. Характеристика методов исследования. 4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть) Анкета, заполняемая респондентом: - персонализированная - индивидуальная или групповая Почтовая анкета: - персонализированная - индивидуальная или групповая
-
24.11.2017 46 Продолжение Стандартизованное интервью: - по месту жительства - по месту работы Свободное интервью: - по месте жительства - по месту работы Наблюдение структурированное Наблюдение неструктурированное Наблюдение включенное Наблюдение невключенное Самоотчет Самофотография Анализ дневников, писем и др. личных документов Анализ официальных документов Анализ статистики Анализ текстов средств массовой информации Опрос экспертов Тестирование: - самостоятельная процедура - в составе анкеты или интервью Социометрический опрос Социологический эксперимент Опрос с помощью специальных технических устройств Другие методы.
-
ОСИ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.