Содержание
-
Консультация-практикум О.В. Косовой, педагога-психолога МБДОУ д/с № 49 комбинированного вида г. Североморск, 2015г. Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
-
В свете введения ФГОС ДО проблема школьной готовности становится особенно актуальной дошкольного образования. ФГОС ДО определяют требования к результатам освоения ООП ДОУ, которые представлены целевыми ориентирами дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования – это основа преемственности детского сада и начальной школы, предусматривающие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе перехода на следующую ступень. Актуальность
-
«Школьная зрелость – это не что иное, как уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе». (М. Степанова). «Школьная зрелость – это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» (А. Анастази). «Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции» (Л.И. Божович). Школьнаязрелость
-
Структура школьной готовности
-
Структурирование компонентов психологической готовности
-
Основные компоненты психологической готовности
-
Развивать познавательные мотивы учения. Формировать мотив «стремления к успеху». Формировать социальные мотивы учения. Задачи формирования мотивационной готовности Мотивационная готовность Положительное отношение к школе и желание учиться.
-
Экскурсии в школу. Составление рассказов детьми о собственном восприятии школы после посещения. Курс сказок о школе А. Куражевой «Приключения будущих первоклассников» (чтение, беседа, решение проблем). Сюжетно-ролевые игры. Чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики (А. Барто «В первый класс», М. Бородицкий «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября», М. Яснова «Подходящий угол», В. Орлова «Что написано в тетради», В. Голявкина «Не везет»). Организация встреч с выпускниками ДОУ. Проектная деятельность: «Что такое школа», «От куда пришла азбука?», «Школьные правила»; Создание «Мини-музея школьных принадлежностей и атрибутов». Приемы, направленные на положительное отношение к школе
-
Развивать мышление Развивать наглядно-образное мышление. Развивать фантазию и воображение. Развивать способность обобщать. Содействовать становлению знаково-символической функции. Развивать эмпирическое обобщение. Развивать теоретическое обобщение и логическое мышление. Развивать детское экспериментирование. Развивать речь. Развивать литературную речь (родной язык) и свободное владение языком. Развивать память. Развивать непроизвольную и произвольную память. Внимание. Развивать непроизвольное и произвольное внимание. Восприятие. Развивать непроизвольное и произвольное восприятие. Задачи формирования интеллектуальной готовности Интеллектуальная готовность Достаточный уровень развития познавательных процессов (М, П, Вн, В), наличие определенного запаса знаний и умений.
-
Кинезиологические игры (развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения): «Кулак - ребро – ладонь», «Змейка», «Ухо – нос», «Перекрестные шаги». Игры на развитие внимания. Игры на развитие памяти. Игры на развитие мышления. Приемы по развитию интеллектуальной сферы
-
Психологические «Фразы-установки на поддержку мотивации успеха Петя, ты очень старался на занятии. Когда я была маленькая, мне очень трудно было вышивать, но потом я научилась. Явижу, как тебе трудно, но мне кажется, ты стараешься, а значит научишься. Даша, ты все хорошо делаешь, я уверена – у тебя получится (поддержка неуверенного ребенка). Приятно, когда все получается! Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. Это сложный вопрос, но я уверена, что ты готов к нему.
-
Эмоционально-волевая готовность Достаточный уровень развития эмоциональной сферы и произвольного поведения. Компоненты эмоционально-волевой готовности Эмоциональная сфера Волевая сфера
-
Задачи эмоционального развития Знакомить с основными эмоциями (10 базовых эмоций). Обучать детей распознавать эмоции по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации). Обогащать словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Развивать способность контролировать свое эмоциональное состояние. Развивать умение понимать чувства и эмоции других людей. Развивать «эмоциональное предвосхищение» отдаленных последствий своей эмоциональных действий.
-
Приемы на развитие эмоциональной сферы Психологические этюды. Психогимнастика (снятие напряжения мышц лица, тренировка по принципу «Покажи эмоцию»); Кубики настроения. Азбука настроений. Доски настроений «Мое настроение». Рисование своего настроения. Этические беседы. «Угадай эмоцию». «Лото настроений». «Пиктограммы». Упражнения для расширения эмоционального словарного запаса (какое выражение глаз – смешливое , озорное, испуганное и т.д.); Упражнения для снятия негативных эмоций, для переключения эмоций ("Кто скажет о нем (имя) хорошее«, "Кто может найти добрые, хорошие слова для ...«, расскажет о себе хорошее«).
-
Задачи волевого развития Развивать произвольные сенсомоторные действия ребенка. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух). Формировать умение работать по правилу. Учить соподчинять мотивы поведения и деятельности (к 7 годам).
-
Приемы по развитию волевой сферы Задания-игры по воспроизведению образца. Задания на выполнение словесной инструкции. Задания на развитие произвольности памяти, внимания с использованием мнемотехники, пооперационных карт. Групповые игры на упражнение детей в установлении смысловых связей между словами (автомобиль, светофор, тормоза, водитель, мотор). Поэлементное сопоставление (списывание слов, коротких предложений, математических примеров). Игры с правилами, действия по правилам: - подвижные - спортивные - хороводные - дидактические - настольно-печатные - интеллектуальные (шашки, шахматы, домино) - фортунные (игры с кубиком) - речевые (в т. ч. на внимание и память)
-
Социально-личностная (коммуникативная) готовность Способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как к учителю. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности. Задачи социально-личностного развития
-
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: учить играть в игры с правилами; учить анализировать образец и сравнивать его с результатом работы; учить работать по словесной инструкции - понимать, удерживать и выполнять пошаговую инструкцию и в два действия; учить детей общению со взрослыми и сверстниками; учить правилам поведения на занятии; формировать культуру поведения, навыки самообслуживания; формировать способность к адекватной оценке результатов деятельности, в т. ч. собственной; овладевать различными способами достижения собственных целей; закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и к его конструктивному преодолению; формировать начальные навыки сотрудничества в продуктивной деятельности.
-
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: транслировать детям общечеловеческие ценности — формировать представление о добре и зле, ценностях жизни, семьи, дружбы, любви, милосердия; воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране — России, культуре, родном крае; формировать ценность процветания и безопасности Родины; воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам; систематизировать представления детей о труде.
-
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: поддерживать и укреплять уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность; содействовать становлению социально-ценных взаимоотношений со сверстниками – доброжелательность, равноправие, безопасность; формировать заботливое отношение к младшим детям – забота, помощь, защита; формировать отношение к окружающему миру – уважение, созидательное отношение; закладывать основы морального поведения – представления о положительных и отрицательных поступках; учить оценивать себя в случае соблюдения или нарушения норм морали; формировать способность принимать критику взрослых и сверстников; приобщать детей к общечеловеческим ценностям – уважение к достоинству, проявление терпимости, взаимопомощи, сострадания, проявление эмпатии.
-
Сюжетно-ролевая игра Работа в парах «Карусель» «Незаконченное предложение» Рассказ-вымысел о поступке ребенка, составленный литературным персонажем Коммуникативные игры Пьески морального содержания Игры с парашютом «Аквариум» «Броуновское движение» «Займи позицию» «Дерево решений» «Мозговой штурм» Приемы работы
-
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, сопереживать и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты; обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошо владеет устной речью, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Целевые ориентиры на этапе завершения ДО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.