Презентация на тему "Психология игры по Д.Б. Эльконину"

Презентация: Психология игры по Д.Б. Эльконину
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.84 Мб). Тема: "Психология игры по Д.Б. Эльконину". Содержит 21 слайд. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2025 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психология игры по Д.Б. Эльконину
    Слайд 1

    Презентация на тему: «Игровая деятельность по Даниилу Борисовичу Эльконину»

  • Слайд 2

    Определение игры:

    Игра человека, по определению Д.Б.Эльконина, это "такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно-утилитарной деятельности" [Эльконин, 1978, с. 20]. Игра не является трудом, в совершенно нерасчлененной форме становится основной формой жизни ребенка, всеобщей и единственной спонтанно возникающей формой воспитания детей.

  • Слайд 3

    В игре происходит развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это элементарные формы бытового труда, самообслуживания, конструктивной деятельности с включением трудовых умений, формы продуктивной деятельности, эстетической деятельности и другие.

  • Слайд 4

    Игра и развитие мотивационно - потребностной сферы:

    Л.С. Выготский выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры. А. Н. Леонтьев считал, что суть этой проблемы заключается в том, что «предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него….»

  • Слайд 5

    В своих исследованиях Ф. И. Фрадкина и Л. С. Славина указали, ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением.

  • Слайд 6

    Существует граница перехода от предметной игры к ролевой. И заключается это в том, что ребенок не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности, действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого.

  • Слайд 7

    Обобщенность и сокращенность игровых действий является симптомом того, что выделение человеческих отношений происходит и эмоционально переживается. К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры, которая недостаточно оценивалась. Сколько бы ребенок эмоционально ни входил в роль взрослого, все равно чувствует себя ребенком, смотрит на себя через роль, которую он взял, эмоционально сопоставляет себя со взрослым, но осознает, что ещё не взрослый.

  • Слайд 8

    Л. И. Божович (1951) показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослости. Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.

  • Слайд 9

    В игре возникает новая психологическая форма мотивов, а именно происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка.

  • Слайд 10

    Игра и преодоление «Познавательного эгоцентризма»:

    Ж. Пиаже характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как «познавательный эгоцентризм». Под этим понятием он понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство.

  • Слайд 11

    Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка — со своей индивидуальной и специфически детской — на новую позицию взрослого. Вэкспериментальном исследовании В. А. Недоспасовой игра предстала перед нами как деятельность, в которой происходит и познавательная и эмоциональная «децентрация» ребенка

  • Слайд 12

    Игра и развитие умственных действий:

    П. Я. Гальпериным (1959) в результате многочисленных экспериментальных исследований были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование нового умственного действия и связанного с ним понятия.

  • Слайд 13

    Этапы формирования умственного действия и связанного с ним понятия:

    этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях этап формирования того же действия в плане громкой речи этап формирования собственно умственного действия Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.

  • Слайд 14

    Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители — игрушки. Игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи и опирающихся на внешнее действие, но приобретшее уже характер обобщенного жеста-указания.

  • Слайд 15

    В свете приведенных соображений игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь. В связи с обсуждением вопроса о роли игры в интеллектуальном развитии ребенка большой интерес представляют взгляды Дж. Брунера, который экспериментально показывает роль предварительных манипуляций с материалом (элементами орудий) для последующего решения интеллектуальных задач.

  • Слайд 16

    На основании опытов Дж. Брунера, в ходе игры возникают такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В опытах Брунера была не игра, а особая деятельность, которую этологи называют исследованием. В игре же, как нам представляется, развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

  • Слайд 17

    Игра и развитие произвольного поведения:

    В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. А. В. Запорожец установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения.

  • Слайд 18

    А. В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьников».

  • Слайд 19

    Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре, как это выясняется из анализа, является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, как ориентирующий поведение и как эталон для контроля; в нем есть выполнение действий, определяемых образцом; в нем есть сравнение с образцом, т. е. контроль. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. рефлексия.

  • Слайд 20

    Таким образом, игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и т.д.

  • Слайд 21

    Источник:

    Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке