Содержание
-
Психология в структуре современных наук
Тема 2
-
План
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Бихевиоризм как наука о поведении Основные отрасли психологии
-
Понятия темы
Душа Поведение Интроспекция Рефлексия Бихевиоризм Ассоционизм Поток сознания
-
Темы сообщений, презентаций
По любому вопросу темы Учение Аристотеля о душе Воззрения Гераклита, Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена Взгляды Демокрита Идеи Сократа и Платона Дуалисты: Декарт, Джеймс, Вундт, Рибо, Бине, Спенсер Дж. Локк, Д. Юм, Д. Гартли теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано теория потока сознания, созданная У. Джемсом теория феноменальных полей описательная психология В. Дильтея
-
Задание
Презентация и доклад по любому ученому из рассматриваемых в теме Опишите в русле любых двух психологических теорий следующие ситуации: Студент опаздывает на пару Молодой человек не уступает место пожилой женщине в транспорте Водитель засыпает за рулем Женщина скандалит в очереди
-
«У психологии огромная предыстория и очень короткая история»
Г. Эббингауз
-
Рис. 2.1. Основные этапы развития психологической науки
-
Аристотель (384 г. до н.э - ок. 322 г. до н.э.) «...душа, — необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела» «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение»
-
Сократ (469–399 гг. до н. э.) Платон Афинский (427 г. до н.э. - 348 г. до н.э.)
-
Интроспекция
процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту
-
Декарт Рене (1596-1650) «Мыслю — значит, существую» «Что же такое мысль?» «мышление — это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою»
-
Локк Джон (1632-1704) существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия
-
Гартли Дэвид (1705-1757) «нервная система — это система, подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма — и восприятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц»
-
Юм Давид (1711-1776) «когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем. Единственное, что мы замечаем, это комплексы перцепций, сменяющих друг друга»
-
теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер; психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано; теория потока сознания, созданная У. Джемсом; теория феноменальных полей; описательная психология В. Дильтея.
-
Вундт Вильгельм (1832-1920) Основатель экспериментальной психологии, руководитель первой в мире психологической лаборатории (1879 г.)
-
«Бихевиорист ...ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения» «Мир, как его видит бихевиорист» Уотсон Джон Бродус (1878-1958)
-
Бихевиоризм
(behavior — поведение) под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой.
-
Источник поведения
ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. (этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме). работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.).
-
Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Почему? Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание — это безусловный стимул, а улыбка на лице ребенка — это безусловная врожденная реакция. Но перед каждым подобным контактом появлялось лицо матери, которое являлось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального стимулов привело к тому, что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенок заулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери.
-
«S—R» (стимул—реакция)
-
-
-
«S—V—R» (стимул—промежуточные переменные—реакция) Промежуточные переменные – это внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула («цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты») Э. Толмен
-
Бихевиоризм
-
Отрасли современной психологии
Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания — это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология». Прикладные Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.
-
Общая психология
— отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
-
Структура общей психологии
Рис. 2.2. Структура общей психологии
-
Педагогическая психология
— отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.
-
Возрастная психология
изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
-
Дифференциальная психология
—отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.
-
Социальная психология
— наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько). — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)
-
Инженерная психология
— отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов.
-
спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.
-
Многомерность структуры современной психологии
-
Полипредметность психологии
-
mrr82@yandex.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.