Содержание
-
Психология
Рендикова
Алевтина Васильевна
Лекции (8 занятий) – 16 часов.
Практические занятия (7 занятий) – 14 часов.
-
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 672 с.
Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / Кроль В.М. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
-
Дополнительная литература
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.
Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2006, – 607 с.
-
Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух).
Древние греки верили, что все предметы живой и неживой природы наделены душой, которая покидает человеческое тело с последним дыханием.
-
Разделение философов на два противоположных лагеря: материалистический взгляд на психику (Демокрит) и идеалистический (Сократ, Платон).
Демокрит (460-370 гг. до и. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Познание мира происходит через органы чувств. Материализм Демокрита носил механический характер.
-
Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.).
Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него.
Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.
Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
-
По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.
Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).
-
Платон постулирует изначальное существование мира идей.
Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания.
Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира.
Существуют идеи добродетели, красоты, справедливости.
-
Более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое более 1000 лет было «учебником» по психологии.
Сам Аристотель считается основателем психологии, как и целого ряда других наук.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали идеалисты. «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение».
-
Главная функция души, по Аристотелю,– реализация биологического существования организма.
Т.о., Аристотель заложил основы естественнонаучного подхода к изучению психики.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
-
II этап – психология как наука о сознании.Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук.
Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция).
Рене Декарт (1596-1650): тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения.
-
Декартовский дуализм – это тело, действующее механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в головном мозге.
Изменение понятий: «душа» => «разум» => «сознание».
Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание.
Существование сознания – главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
-
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.
Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано.
В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
-
Впервые же постулаты ассоцианизма сформулировал Аристотель, затем развивали Т. Гоббс, Спиноза.
Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.
В XVIII веке принцип ассоциаций был развит в трудах Д. Гартли (1705-1757), который считается создателем первой законченной системы ассоциативной психологии.
-
Локк считал, что существует два источника всех знаний человека:
1 – это объекты внешнего мира,
2 – деятельность собственного ума человека.
Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии.
Рефлексия – по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души
-
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло
в 60-х годах XIX в.
Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
-
Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания.
«Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход.
Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.
-
Э.Б Титченера– английского психолог, который заявлял о себе как о преданном последователе Вундта.
Американский психолог Вильям Джеймс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.
«Психология – это наука о функциях сознания», потому данное направление получило название функционалистского подхода.
-
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.
-
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.
Главная заслуга Г.И.Челпанова (1862-1936) состоит в создании в России психологического института (1912).
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев(1857-1927).
Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.
-
В начале XX века основатель объективнойповеденческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
-
IV этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Для данного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека
-
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Общая психология – раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования и функционирования психики.
Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития (онтогенеза).
-
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения, психологическую совместимость людей, и т.д.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.
Психология труда – раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности.
-
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного.
Клиническая психология – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения и т.п.
Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми.
Психология менеджмента – изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей.
-
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
-
Тема 3. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Отличия житейских психологических знаний от научных
1) Житейские психологические знания (ПЗ) конкретны. Научная психология стремится к обобщениям.
2) Житейские ПЗ носят интуитивный характер. Научные ПЗ рациональны и осознанны.
-
3) Состоит в способах передачи знаний и в самой возможности их передачи.
4) Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии – наблюдение и размышления. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
-
5) Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Взаимосвязь: научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; на последнем этапе им проверяется.
-
Психология– это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Предметы общей психологии:
1) Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
-
2) Сознание человека – высшая психическая форма активного воспроизведения бытия в чувственных и умственных образах.
Сознание обладает способностью к рефлексии, к мышлению. Это свойство человека, которое отличает его от животных.
3) Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
-
4) Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
5) Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
6) Поведение – внешние проявления психической деятельности.
-
Задачи психологии:
1) Качественное изучение психических явлений;
2) Анализ формирования и развития психических явлений;
3) Изучение физиологических механизмов психических явлений;
4) Содействие планомерному внедрению психологических знаний психологии в практику жизнедеятельности людей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.