Содержание
-
Развитие связной речи и формирование навыков коммуникативного общения у детей с особыми образовательными потребностями
Е.С. Филатова, учитель-логопед МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска
-
Творческое название проекта
"В гостях у сказки" «Речь – великая сила. Она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон
-
Цель:
Развитие связной речи детей посредством развивающих сказок; Развитие коммуникативных способностей детей в процессе обучения.
-
Задачи:
развитие у детей общих речевых навыков; обучение пересказу и составлению описательного рассказа с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря детей; развитие мелкой и общей моторики; воспитание любви к живой природе, гуманного отношения к людям, формирование взаимоотношения.
-
Участники проекта:
Учащиеся 1-4 классов МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
-
Учебные предметы:
Развивающие сказки; Дидактические игры; Схемы и карточки для составления описательного рассказа; Иллюстрации и сюжетные картинки; Загадки, стихи; Психологические упражнения.
-
Гипотеза
Если у ребенка не развита связная речь, то будут снижены коммуникативные способности и познавательная активность.
-
Аннотация проекта
За последние годы приходится констатировать, что речь детей становится беднее и имеет частые нарушения. В системе коррекционного обучения предусматривается работа по развитию связной речи и формированию навыков коммуникативного общения. Развитие связной речи неотделимо в решении задач речевого развития. Одной из технологий развития связной речи является сказкотерапия. Воздействие сказки оказывается глубинным и устойчивым, она активизирует ресурсы личности и выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. По мере увеличения возможностей для речевого общения, ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать коллектив воспитанников в изучении этого вопроса, убедить в его значимости.
-
Проблемные вопросы
Какой материал способствует развитию связной речи детей? Как повысить интерес детей к занятиям по развитию речи? Как помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников, а близких людей? Как научить детей общаться?
-
Темы самостоятельных исследований:
Использование схем и карточек в составлении описательных рассказов. Организация экспериментальной деятельности на логопедических занятиях. Формирование внимания, развития памяти на занятиях. Развитие коммуникативных способностей детей.
-
Ход исследования.
Обследование детей. Изготовление дидактического материала. Занятия, индивидуальная работа. Результативность работы по развитию связной речи и формированию навыков коммуникативного общения детей.
-
Результаты исследования.
В результате занятий значительно развивается и обогащается речь детей. Разнообразие игр, игровых ситуаций повысило интерес детей к обучающей деятельности. Сказки «дарят» детям яркие образы, доставляют детям радость, помогают воспитанию эмпатии, доброго и заботливого отношения к окружающим.
-
Выводы:
Без развитой речи не может быть достигнуто развитие ребенка, без знания детьми родного языка нет воспитания личности. Чтобы достичь начальных целей в развитии связной речи у детей с особыми образовательными потребностями, нужно научить их пользоваться более развернутой фразой, использовать распространенные предложения, уточнять и расширять словарь, совершенствовать звукопроизношение. Внимание и доброжелательность сверстников преодолевают отчужденные позиции в отношении ребят и развивают коммуникативные способности.
-
Информационные источники
Нищева Н.В. «Разноцветные сказки». С-Пб «Детство-Пресс», 2003 Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». С-Пб «Детство-Пресс», 1998 Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» Научно-методический журнал «Логопед» Детская практическая психология. М. Гардарики, 2004 Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». М. Генезис, 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.