Содержание
-
Проект выполнен учителем-логопедомМБДОУ «Детский сад №136» г.Чебоксары Минобразования ЧувашииПоповой А.И. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР
-
Аннотация Предлагаемый проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Наглядное моделирование является эффективным методом в развитии связной речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием. Опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и по цвету, помогают детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы. Практическая значимость проекта для учителей-логопедов и воспитателей детского сада заключается в описании методических приемов коррекционной работы по совершенствованию связной речи средствами наглядного моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Цели и задачи проекта: Цель проекта - формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядногомоделирования. Задачи проекта: Научить детей пользоваться схемами, помогающими составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, диких и домашних животных, временах года, игрушках и др. Научить детей пользоваться сенсорно-графической программой исследования предмета, которая показывает детям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается. Дать понятие о моделях, включающих опорные стилизованные картинки, которые напоминают детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствуют правильному определению последовательности высказывания. Развивать навык описания предметов и явлений в различных играх и упражнениях. Развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность детей. Воспитывать правильную связную речь детей.
-
Отсутствие системы в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР по осуществлению комплексного подхода в развитии связной речи посредством замещения и наглядного моделирования Проблема
-
Ожидаемые результаты
Дети:-Опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и по цвету, помогают детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы; - в результате систематических занятий дети с нарушением речи хорошо усваивают смысл логико-грамматических конструкций, лучше констатируют предложения различных типов, составляют развернутые рассказы, понимают значение глаголов, категории рода и прилагательных, овладевают полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложений. Педагоги:- Успешная апробация занятий, разработанных игр и упражнений; - эффективное воздействие данных занятий на развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования. Родители:-Проявление интереса к развитию связной речи детей; -предоставление разнообразных материалов с целью формирования у детей устойчивого интереса к развитию связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием средствами наглядного моделирования.
-
Этапы реализации проекта: Первый этап – подготовительный. Изучение новейших достижений педагогической теории и практики по направлениюработы. Подбор диагностического инструментария. Выявление критериев оценки уровня овладенияребенком наглядным моделированием для развития связной речи. Второй этап – констатирующий эксперимент. Проведение констатирующего эксперимента. Формирование экспериментальной и контрольной групп детей. Качественный и количественный анализ результатов обследования Третий этап – формирующий эксперимент. Определение путей работы по формированию связной речи детей экспериментальной группы с ОНР посредством наглядного моделирования (игры, упражнения, рассказы, сказки и т.д.) Четвертыйэтап – контрольный эксперимент. Определение влияния проведенной коррекционно-образовательной работы на развитие связной речи посредством наглядного моделирования. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного обследования. Соотношение успешности выполнения заданий контрольной и экспериментальной группами детей.
-
Материалы учебно-методического пакета Описание УМП (визитка) Образцы работ учащихся: буклет презентация проекта для детей Критерии оценки работ учащихся: ( презентации, публикации,) Дидактические материалы: кроссворд Методические материалы: игры и упражнения задания по составлению рассказов конспекты занятий по сказкам занятия по серии сюжетных картинок материал для работы с родителями схемы для составления описательных рассказов методики исследования для дошкольников список использованных источников и литературы Список организационных материалов пригласительные
-
Среднегрупповой речевой профиль успешности выполнения заданий методик старшими дошкольниками с ОНР (констатирующий эксперимент)
-
Распределение детей по уровням успешности выполнения методики по развитию связной речи и умения использовать разного рода заместители (констатирующий эксперимент).
-
Результаты контрольного эксперимента(экспериментальная группа)
-
Результаты контрольного эксперимента (контрольная группа)
-
Продвижение дошкольников с ОНР в овладении навыками связного высказывания с помощью наглядного моделирования (экспериментальная группа)
-
Продвижение дошкольников с ОНР в овладении навыками связного высказывания с помощью наглядного моделирования (контрольная группа)
-
Сравнительная динамика продвижения старших дошкольников с ОНР контрольной и экспериментальной групп в успешности овладения навыками связной речи средствами наглядного моделирования
-
Использованные ресурсы Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут. М., 1994. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. Виноградова Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой. М., 1972. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2003. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост.Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко. М.: Просвещение, 1989. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М., 2003. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2003. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. № 6. Никитина А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей //Логопедия. 2003. №№ 1-2. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. СПб., 2002. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред.О.С.Ушаковой. М.,2003. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Черных В.И., Баранова А.Г. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней. // Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. / Под ред. П.Н.Лосева. М., 2005. Ягодова Л. Как развивать связную речь дошкольников // Народная школа. 2004. №6.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.