Презентация на тему "Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации"

Презентация: Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации" состоит из 24 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
    Слайд 1

    Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантацииподготовила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 46»Капорова Татьяна Николаевна

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Кохлеарнаяимплантация

    – хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо (улитку) глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва. КИ по существу является разновидностью слухового протеза. Однако он не просто усиливает звук как слуховой аппарат. Он заменяет собой волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью слабых электрических разрядов прямо слуховому нерву .  Установлено, что чем в более раннем возрасте производится имплантация, тем лучше ее результаты.

  • Слайд 4

    Современные кохлеарныеимпланты(КИ)

    - обеспечивают ребёнку возможность слышать даже тихую речь, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Появился новый метод обучения речи детей с КИ – «Слуховой метод» Разработан в С-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в процессе многолетних исследований и практической работы по реабилитации детей с КИ, описан Королёвой Инной Васильевной. Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ на основе слуха и путём спонтанного научения.

  • Слайд 5

    многолетний процесс реабилитации можно разделить на 4 этапа

    1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность 3-12 недель. Задачи этого этапа: 1.    Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м). 2.    Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.  3.    Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

  • Слайд 6

    2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ.

    Его длительность – 6-18 мес.  Задачи 2-го этапа: 1.    Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. 2.    Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:-    обнаружение, различение, опознавание,-    развитие произвольного и непроизвольного внимания, -    развитие фонематического слуха - основы для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух.-    слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация. 3.    Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.   В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения

  • Слайд 7

    3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной  речи».

    Его длительность – более 5 лет. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Задачи: 1.    Развитие слухоречевой памяти, 2.    Накопление пассивного и активного словаря, 3.    Развитие грамматической системы, 4.    Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы и общих представлений о мире) слухо-зрительно и на слух, 5.    Развитие диалогической речи, 6.    Развитие связной речи, 7.    Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля, 8.    Развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

  • Слайд 8

    4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

    Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Задачи 4-го этапа:1.  расширение общих представлений об окружающем мире 2.    увеличение словарного запаса 3.    дальнейшее развитие грамматической системы

  • Слайд 9

    После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не понимает речь, потому что КИ преобразует звуки не так, как нормально функционирующая улитка. В процессе слухоречевой реабилитации (включает точную настройку речевого процессора КИ, занятия с сурдопедагогом и с близкими по заданиям педагога) дети начинают понимать речь через 1–4 недели. Восприятие речи с КИ у них продолжает улучшаться в течение 1 года.

  • Слайд 10

    положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ.

    В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом

  • Слайд 11

    Говоря о слухе, как приоритетном направлении коррекционной работы

    в начальный период использования КИ, важно иметь в виду, что на следующих этапах реабилитации детей с КИ приоритетное направление коррекционной работы меняется. Приоритетом становится развитие языковой системы и устной речи.

  • Слайд 12

    ПОЛОЖЕНИЕ о СООТНОШЕНИИ СПОНТАННОГО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Свойства целенаправленного обучения : -    планомерное,  -    структурированное (теория, планомерные инструкции), -    практика (планомерные упражнения), -    требует выполнения конкретных заданий/действий, -    осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы), -    осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни, -    процесс обучения не увлекателен. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п.  Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом.

  • Слайд 13

    Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ.

    Главным для его использования является умение педагога и любого другого взрослого найти занятия, которые нужны и увлекательны для ребенка. Один из наиболее эффективных способов это сделать - дать ребенку возможность показать, что он хочет, следовать за ребенком, взаимодействовать с ним с помощью речи, делая ее необходимой в этой ситуации. У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях: 1.    Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду. Потенциально может происходить только при наличии речевой среды. 2.    Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время

  • Слайд 14

    Обучение детей- дошкольников с КИ может осуществляться на базе разных образовательных учреждений : - массовых детских садов, - детских садов для детей с нарушенным слухом или с нарушениями речи, Интегрированное обучение детей с КИ создает важную для развития речи речевую среду Эта форма обучения не только способ социализации детей с нарушенным слухом, а важная составляющая методики их слухоречевой реабилитации. Это требует изменения штатного расписания учреждений, обучение специалистов. Преимущества обучения в массовых детских садах: 1.    есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;2.    созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях - взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей;3.    у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения;4.    в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке 5.    ребенок и семья имеют возможность получать регулярную помощь педагога адекватными современными методами в течение 3-7 лет.

  • Слайд 15

    положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.

    После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать. После имплантации большинство из них сохраняют эту неуверенность, многие очень мало разговаривают с ребенком («он же глухой», «он ничего не понимает»). Но особенность ситуации заключается в том, что дети с КИ, особенно дети, имплантированные в раннем возрасте, по образному выражению М.Кларка«нуждаются не столько в чем-то специальном, сколько в большем количестве нормального».

  • Слайд 16

    В отличие от традиционных подходов эта система должна быть направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел.

  • Слайд 17

    Маленькие дети, которые раньше не носили слуховой аппарат первые 1–2 недели могут не реагировать на звуки. Постепенно у ребенка появляются реакции на громкие звуки, потом на голос и другие звуки. В этом ребенку помогают родители, которые постоянно привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывают у него интерес к ним. Через 2–6 месяцев у детей развивается способность узнавать и понимать некоторые слова и предложения. Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, даже если сначала он не понимает.

  • Слайд 18

    Внимание ребенка может быть привлечено к любому звуку окружающей среды, как на улице, так и дома, и надо использовать любую возможность для развития у детей с КИ непроизвольного и произвольного слухового внимания и интереса к звукам. При развитии у маленького ребенка слухового восприятия в естественных ситуациях, важную роль играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени

  • Слайд 19

    На первых занятиях необходимо показать, что вокруг ребенка много различных звуков: звук шагов, скрип двери, щелканье выключателя, бренчанье ложки в стакане, звонок телефона и др. Но для того, чтобы ребенок научился их узнавать, нужно постоянно привлекать внимание ребенка к этим звукам. Родители должны производить с ребенком совместные действия, которые вызывают этот звук, чтобы у ребенка сформировалась связь звука с предметом. Например, сначала побренчать ложкой в чашке (предварительно привлекая внимание малыша), а затем сделать это вместе с ним, обращая его внимание на звук.

  • Слайд 20

    В течение 3-4 недель после первого включения КИ и интенсивной слухоречевой реабилитации большинство детей может различать на слух такие качества звука как «один-много», «тихий-громкий», «длинный-короткий», узнавать звуки музыкальных инструментов при выборе из 3-х. В течение6-12 месяцев у большинства детей, имплантированных в раннем возрасте, при правильно организованной коррекционной работе и занятиях родителей формируются все основные центральные механизмы анализа речи как звуковых сигналов. Благодаря этому слух начинает работать на развитие речи так, как это происходит у нормально слышащих детей. Поэтому дальнейшая слухоречевая работа проводится в рамках развития у ребенка речевой системы - пассивного и активного словаря, грамматической системы языка, использования речи для общения.

  • Слайд 21

    Значительная часть детей, имплантированных в раннем возрасте, при условии систематических занятий и отсутствии сопутствующей грубой патологии нервной системы, может быть подготовлена к обучению в массовой школе, хотя состояние их речевого развития будет несколько отставать от нормы

  • Слайд 22

    Важные особенности в работе логопеда с детьми с КИ.

    1.Логопед, работающий с детьми с КИ должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (сенсо-моторная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.),ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у детей с КИ. 2. На начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка наша цель не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно-модулированного лепета - фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты. 3. Работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (1-2уровень развития речи ). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. 4.Логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может заменить его.

  • Слайд 23

    Послеоперационная слухоречевая реабилитация -

    – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста потери слуха и возраста имплантации. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет более 5 лет. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов. Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высокотехнологичного метода реабилитации в нашей стране. Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации.

  • Слайд 24

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю!    М. Сфера 2007 Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.    Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2009. 752 с. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарнымиимплантами.- СПб., 2005.- 90 с.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке