Содержание
-
РИТОРИКА
Понятие риторики как учебной дисциплины. 2. Связь риторики с другими науками. 3. Этапы развития риторики. Преподаватель Татьяна Дмитриевна ЧетверикОва, кандидат филологических наук
-
Еременко В.Д., Лимар Е.Ю. Риторика: учеб. пособие. М., 2013. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов. М, 2012. Дополнительные Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2005. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учеб. пособ. М., 2007. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003. Риторика, или Ораторское искусство: учеб. пособие /авт.-сост. И.Н. Кузнецов. М., 2004. Основные учебники
-
Цель учебного предмета «Риторика» - формирование коммуникативно развитой личности, осознанно и гибко владеющей искусством убеждения, способной к интересным публичным выступлениям различных видов и жанров Задача предмета «Риторика» – 1) дать основы классической риторической теории (история риторики); 2) познакомить с законами и условиями всякого изложения мыслей, общими законами построения текста (общая риторика); 3) рассмотреть принципы создания судебной речи в условиях состязательности судебного процесса (частная риторика)
-
СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ - с логикой ее роднит рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования; - с философией – мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы; -с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры; - с психологией – помогает выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке. - с физиологией – здесь важно знать устройство акустического аппарата и уметь им пользоваться (техника речи, отработка на скороговорках и т.п.). РИТОРИКА ЛОГИКА ФИЛОСОФИЯ ФИЛОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЯ
-
Риторика = Ораторское искусство (оrare – говорить, орать, кричать) Ритор– оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а с III в. до н. э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе. Еще в России в старину: ученик духовной семинарии по классу риторики
-
-
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ 1-й этап Античность Возникновение – V в. до н.э. Горгий Эллинистическая риторика (VI – III вв. до н.э.) Сократ, Платон, Аристотель Древнеримская риторика (конец III – I в. до н.э.) Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан Особенность греческой риторики – это искусство убеждения; Особенность римской риторики – искусство говорить хорошо.
-
«РИТОРИКА» АРИСТОТЕЛЯ Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель – одобрять или отклонять что-либо); судебные (они нужны для того, чтобы обвинять или оправдывать); эпидейктические (их задача – хвалить или порицать). Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса – основных категориях научной риторики. ЭТОС - это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату. ПАФОС– это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения. ЛОГОС– словесные, языковые средства, а также логика; их оратор ис-пользует для убеждения.
-
2-й этап Средневековье (IV – XIV вв. н.э.) ГОМИЛЕТИКА (V – XIII вв. н. э.) – наука церковной проповеди – вместо риторики Филипп Меланхтон Академическое красноречие (XIII – XIV вв. н.э.) Первые университеты: Оксфорд в Велико-британии (XII в.); Сорбонна в Париже (XIII в.). Схоластика(scholastikos – школьная) – дискуссионная речь, позже обозначает бесплодное умствование, оторванное от жизни. Особенность риторики Средневековья – искусство эмоционального внушения
-
3-й этап Эпоха Возрождения, или Ренессанс (XIV – XVI вв.) Составляется Французская риторика для короля Генриха III, вводится королевское красноречие на французском языке. Здесь же риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы сейчас называем культурой речи. Особенность риторики эпохи Возрождения – искусство украшения. Под украшением риторика Возрождения понимает мастерски отточенную в слове мысль. В целом риторику Возрождения можно определить как художественно-эстетическую. Развитию мастерства публичных выступлений способствовало очень популярное в это время художественное литературное слово: драматургия Шекспира и Лопе де Вега (Собака на сене), романы Рабле (Гаргантюа и Пантагрюэль), Сервантеса (Дон Кихот).
-
4-й этап Новое время, или эпоха Просвещения (XVI – XVIII вв.) Риторика Нового времени – это риторика воспитательно-просветительская. Это связано с широким распространением классического типа образования. В основе такого образования лежит изучение древних языков, литературы греков и римлян, философских сочинений мыслителей и в первую очередь работ Платона и Аристотеля. При этом главная образовательная роль отводилась именно античной риторике. Благодаря своему риторическому образованию воспитанники классической школы, какую бы профессиональную деятельности они ни избирали впоследствии, становятся культурными, широко образованными людьми. Это время расцвета деятельности Руссо (Трактат об искусстве и об общественном договоре), Монтескьё, Дидро. Это время союза между мыслью и языком, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Риторику можно назвать реформистской и энциклопедической.
-
5-й этап Кризис риторики, который связан с успехами естественных наук, общественный рейтинг которых резко усилил позиции сторонников конкретно-профессионального образования. Риторика как обязательная учебная дисциплина теряет свой универсальный статус и сужается до уровня специализированной речевой деятельности профессионалов. На первое место выдвигается судебное и академическое красноречие. XIX век
-
6-й этап XX век Возрождение риторики, связанное с развитием СМИ. Американское направление Японская школа речевого мастерства Неориторика. Основатель профессор Брюссельского университета Х. Перельман
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.