Содержание
-
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51»Семинар – практикум «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории Молчанова Нелли Николаевна г. Оренбург
-
Проблемное обучение – как Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но почти никто не видел. Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но кто его видел? В этой нехитрой шутке есть изрядная доля истины, которая кроется в высказывании датского физика Нилься Бора: «Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя». В самом деле: словосочетание “проблемное обучение” на слуху уже лет тридцать, но немногие отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.
-
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
-
Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья). Прежде всего, это относится к нам, воспитателям! Мы одни из первых ведем малышей в наш мир, раскрываем перед детьми его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру. Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.
-
Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. «Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова)
-
Особенности проблемного обучения: знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде; правила или инструкции не предлагаются; поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога. Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.
-
Виды обучения дошкольников
-
«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве… завтра он становится способен выполнять самостоятельно» Л.С.Выготский
-
Формы организации проблемного обучения ДОУ
-
Проблемный вопрос при ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Почему осенью опадают с деревьев листья? Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие ещё не высохли? Почему заяц к зиме меняет цвет шубки?
-
Проблемная задача:как в любой задаче есть условие и вопрос. Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды, однако переезжать они не хотят. ?
-
Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? Проблемная ситуация ?
-
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? ?
-
Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения.
-
Основные компоненты проблемной ситуации: противоречие; постановка проблемы; познавательная деятельность; вывод.
-
Противоречие – основное звено проблемной ситуации Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
-
Проблемная ситуация возникает, когда педагогпреднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. Способы создания проблемных ситуаций
-
Практические рекомендации по работе с детьми Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка. Каждый день работы с детьми - поиск. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем». Учите детей разрешать противоречия. Играйте каждый день. Беседуйте с детьми на исторические темы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.