Содержание
-
Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой. Выполнила: Воспитатель ШайгардановаР.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Рябинка» Г. Нефтеюганска
-
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Наблюдая за детьми своей группы , я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
-
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как язык сказки доступен ребенку, и они могут помочь в реализации задач духовно- нравственного воспитания.
-
В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию: они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложныхчувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро.
-
Цель проекта: Развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувства добра, любви, уважения, сострадания, справедливости. Задачи: Подобрать художественные произведения, направленные на воспитание нравственных качеств детей . Вызвать у детей интерес к народным сказкам. Создать необходимые условия для ознакомления детей со сказками. Формировать представления о добре и зле, показывать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей посредством организации работы со сказками. Развивать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку собственному поведению и поведению других людей. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.
-
Этапы работы со сказкой
-
1.Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, - рассказывание, - рассматривание иллюстраций с целью развития эмоционального отношения к героям сказки и их поступкам.
-
2.Эмоциональное восприятие сказки детьми – беседы по содержанию, - пересказ детьми содержания сказки с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
-
3.Художественная деятельность под руководством воспитателя - продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, настольный театр, театр на фланелеграфе, игры- драматизации), Эта деятельность позволит детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания. В данной деятельности также развиваются навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.
-
4. Самостоятельная деятельность –театрализованные игрыпо сюжетам сказок, - игры- драматизации по сказкам, - творческие игры с использованием персонажей сказок. Превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, способствуют саморазвитию , формированию духовно- нравственных ценностей.
-
Сказки - в системе нравственного воспитания Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» можно формировать с помощью народных сказок. Сказки учат: «Репка» - быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» - предостерегает о том, что в лес одним ходить нельзя -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить, помогать друг другу; «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» –учат быть послушными; «У страха глаза велики» - высмеиваются страх и трусость; «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» - осуждается хитрость; «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» - вознаграждаются трудолюбие, уважение к старшим; «Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух» – учат ценить настоящую дружбу;
-
«Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел» - восхваляется мудрость; «Бобовое зернышко» - учит, что забота о близком поощряется; «Дюймовочка»- учит «помоги ближнему, сделай добро и оно вернётся к тебе». «Песенка мышонка» Е. Карганова)- учит детей быть трудолюбивыми; «Айболит» К. И. Чуковского – учит: что бы ни случилось, всегда следует оставаться добрым, помогать другим. Нужно обязательно слушаться маму с папой, иначе можно угодить к Бармалею; «Заюшкина избушка» - нельзя быть беспечным и пускать в дом незнакомцев; «12 месяцев»— светлая история о добре, о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев; «Красная шапочка» учит детей слушаться старших, особенно родителей; нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
-
Особенности организации игр- драматизаций в младшей группе
-
Особенности организации игр- драматизаций в средней группе
-
Особенности организации игр- драматизаций в старшей группе
-
Особенности организаций игр- драматизаций в подготовительной группе
-
Результаты:
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты: - дети научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства по поводу поступков героев сказок, давать им оценку. В ходе целенаправленного и системного использования сказок у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к книгам. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
-
Список литературы: 1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010. 3. ГуськоваА.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005. 4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006. 5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.