Содержание
-
МИНОБРНАУКИ РОССИИФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИКАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСНОЙ ПСИХОЛОГИИ Лукьяненко Екатерина Станиславовна к.пед.н., ст. преподаватель кафедры психологии развития и возрастной психологии ЮФУ Ростов-на-Дону, 2013 Лекция 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
-
СОДЕРЖАНИЕ
Психология подросткового и юношеского возраста: предмет, метод, задачи дисциплины; Историческое происхождение подросткового и юношеского возраста; Современные направления и вопросы психологии подросткового и юношеского возраста.
-
Психология подросткового и юношеского возраста: предмет, метод, задачи дисциплины
-
Предмет дисциплины
Общие закономерности и механизмы развития психики на этапах подросткового и юношеского возраста; Изменения в структуре личности подростка и юноши в процессе общения и деятельности; Индивидуальные особенности личности и возрастные закономерности данного возрастного этапа
-
Цель дисциплины
формирование у студентов представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на этапах подросткового и юношеского возраста; об изменениях, происходящих в структуре личности подростков и юношей, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях данного возрастного этапа.
-
Задачи
рассмотреть общие закономерности и механизмы развития психики на этапах подросткового и юношеского возраста в различных теориях зарубежной и отечественной психологии; сформировать представления об изменениях, происходящих в структуре личности подростков и юношей, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях данного возрастного этапа; развить умения и навыки, позволяющие использовать методики и техники работы с проблемами подросткового и юношеского возраста; развитие способности проектировать программы психологического сопровождения подростков и юношей исходя из целостного знания психологических особенностей развития данного возрастного этапа
-
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
а) общекультурные (ОК) или универсальные (УК): Владение культурой мышления, способностью к проведению исследования, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, постановке целей и выбору оптимальных путей и методов их достижения (УК-1) б) профессиональные (ПК): Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ПК-1); Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности субъектов образования, а также других групп населения (ПК-3);
-
б) профессиональные (ПК) Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ПК – 4). в) профильно-специализированных (специальных): Способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам психического развития детей в игровой и учебной деятельности с реальным миром (СКПП-2).
-
Структура дисциплины
Модуль 1. Концептуальные подходы в психологии подросткового и юношеского возраста Модуль 2. Психология подросткового возраста Модуль 3. Психология юношеского возраста.
-
Методы
ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКОВЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
-
Современные направления и вопросы психологии подросткового и юношеского возраста
-
Границы подросткового и юношеского возраста
Словосочетание «подростковый возраст» (англ. adolescence) происходит от латинского adolescere, что означает «расти» либо «становиться зрелым». Подростковый возраст – это период жизни между детством и зрелостью.
-
Терминология
Несовершеннолетний – тот, кто не является взрослым согласно закону. Подростковый период – период развития между детством и взрослостью. Пубертатный период – стадия развития, во время которой человек становится способным к деторождению. Тинейджер – в узком смысле включает в себя всех подростков от 13 до 19 лет.
-
Направления
Биологический подход; Когнитивный подход: 1) качественные изменения, которые касаются способа мышления подростков; 2) количественные изменения, которые касаются интеллекта и обработки информации. Психосексуальный подход; В контексте социальных взаимоотношений
-
Вопросы
Социальный контекст развития подростка и юноши; Анализ теоретических представлений о подростковом периоде Культурные, национальные, социально-экономические условия развития подростков; Особенности когнитивного развития; Сексуальные ценности; Поведение подростка/юноши в семье и обществе; дружба и любовь Нравственные ценности; Профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте
-
Современные вопросы
Подростковые компании в XX столетия Защита детей от действий в Интернете Международная проекция подростковых интересов Насилие в компьютерных играх Подростки, живущие в семьях, в которых произошло убийство Использование поддержки с помощью компьютерной системы объявлений Обучение в районах с высокой концентрацией бедных семей Бездомные подростки
-
Расовые различия в начале пубертатного периода Неудовлетворенность своим телом подростками-мальчиками Дедовщина и раннее созревание Рост числа подростков с ожирением Добровольный запрет на продажу газированных напитков в школьных столовых Почему возникает эгоцентризм? Роль контроля исполнения в когнитивном развитии
-
Роль напряжения и низкой самооценки Подростки – дети родителей разных рас Этническая идентичность белых подростков Влияние детско-родительской коммуникации на сексуальное поведение Друзья с преимуществами Принудительная и нежеланная сексуальная активность Известные молодежные группировки: флэпперы, хиппи, скейтбордисты, хип-хоперы
-
Самостоятельная работа студента
-
Задание 1
Проведите аннотирование и конспектирование: Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.: Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. ‑ С. 31- 33. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого–педагогические характеристики переходного возраста. ‑ С. 47-52. Снигирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. ‑ С. 107 – 114. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. ‑ С. 132- 134. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. ‑ С. 142 – 147.
-
: Задание 2
Провести психологический анализ проблемы суицидального поведения подростков с привлечением данных ресурсов: Письмо Министерства образования и науки РФ Департамент развития профессионального образования от 02.03.2012 №12-270 О разработке программы обучения распознанию суицидального поведения. Как не допустить суицид у подростков http://mgppu.ru/news/kak_ne_dopustit_suicid_u_podrostka Видео из пресс-центра «Детский суицид» // http://ria.ru/press_video/
-
Задание 3
Провести психологический анализ вопроса«Особенности восприятия тела в подростковом возрасте» с привлечением данных ресурсов: Васильева Т.Н. Динамика психических состояний и самооценка подростков в процессе коррекции проблемной внешности / Статья, презентация, видео лекции - 2010. // http://psypress.ru/articles/22644.shtml Осипова Н.В., Гостищева А.Ф. Онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте / Статья, презентация, видео лекции - 2010. // http://psypress.ru/articles/22643.shtml
-
Темы проектных заданий
Актуальные проблемы психологии подросткового возраста Современный подросток – кто он? Влияние творческих организаций и движений на развитие подростка Наркотики и подростки Межличностные отношения в подростковом возрасте Любовь в подростковом возрасте Проституция в подростковом возрасте Несовершеннолетние родители: проблема современности или норма?
-
Темы эссе
Что я чувствовал, когда был подростком? Мои подростковые увлечения Я – подросток! Я – подросток??? Я – подросток…
-
Источники (основная)
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Питер, 2011. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. – 6 изд., стер. М.: Академия, 2000. – 452 с.. Обухова А.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: Питер – 2010 Реан А.А. Психология подростка - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008 - 504 с.
-
Источники
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1987. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987
-
Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978. Кон И.С. Дружба. – М., 1980. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – Гл. 8. Дольто Ф. На стороне подростка- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 368 с. Реан А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты, 2008.
-
Контакты
Лукьяненко Екатерина Станиславовна Пятница в 10.00 ФП и ПП - 206 ауд. E-mail: eslukyanenko@sfedu.ru
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.