Содержание
-
Содержание, методы и формы работы с одаренными детьми
Выполнила Широкова Олеся студентка OO33 -z группы, заочное отделение Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт кадрового развития и менеджмента Кафедра управления образовательными системами Екатеринбург, 2015
-
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.
Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду.
-
Каковы же причины изучения одарённости в настоящее время?
Современная система образования требует от детей не только определённого объёма знаний по всем предметам, но и готовности к переменам, к творчеству. Развитие творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования, базироваться на индивидуальном подходе к обучению. Следует избегать установки на некий усреднённый тип личности, невнимания к проблемам и заботам конкретного ребёнка.
-
В трактовке понятия одарённости мы основываемся на Рабочей концепции одарённости и рассматриваем её как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
-
Содержание обучения одарённых детейН.И. Панютина выделяет два основных подхода к решению проблемы определения содержания обучения одарённых детей:
1. Изменение количественных характеристик К количественным характеристикам относят - объем учебного материала и темп обучения. На основе изменения количественных характеристик содержания образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации» 2. Изменение качественных характеристик. К качественным характеристиках относятся- соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе изменений качественных - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская».
-
Согласно Рабочей концепции одарённости в обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. 1. Ускорение 2. Углубление 3. Обогащение 4. Проблематизация
-
1. Ускорение Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие про- хождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
-
2. Углубление Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствую- щей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к пере- грузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.
-
3. Обогащение Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.
-
4. Проблематизация Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ
-
А.Е. Семёнов сформулировал следующие принципы организации содержания обучения одарённых школьников: Принцип гибких содержательных «рамок», обеспечивающий возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов. Принцип крупных содержательных единиц, изучения широких (глобальных), основополагающих тем и проблем. Принцип междисциплинарностив изучении содержания, отвечающий широкой любознательности одарённых детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира. Принцип интеграции тем и проблем для изучения, относящихся к од- ной или разным областям знаний, путём установления внутренних взаимосвязей содержательного характера. Принцип насыщенности содержания обучения, отвечающий высокому уровню потребности одарённых детей в умственной нагрузке.
-
Методы работы с одаренными детьми. Методы творческого характера: проблемные поисковые эвристические исследовательские проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно- мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
-
Методы обучения одарённых детей должны отличаться следующим: - большая доля самостоятельной работы с литературой при изучении нового материала, решении творческих задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий; интенсификация обучения за счёт лекционно-семинарской системы, введения тематических зачётов, укрупнения блоков усвоения (для старших школьников); усиление индивидуальной работы педагога с учащимся как на занятии, так и после него; создание атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение, длительная самостимулирующая деятельность и труд (перенос центра тяжести с обучения на учение, самостоятельная переработка и усвоение информации, отработка общеучебных умений, специальных умений и навыков).
-
Формы работы с одаренными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры. Очень важны: предметные олимпиады; Интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
-
Список литературы Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы /З.Н. Бекетова //Завуч. – 2004. - №7. – С.83-87. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости /А.Д. Копытов //Одаренный ребёнок. – 2008. - №1. – С.23-35. Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.http://12ou44.ucoz.ru/Papka_3/kniga_osnovnoe.pdf Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарён- ными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с. .Тоболкина И.Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образователь- ной среде /И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова //Одарённый ребёнок. – 2008. - №1. – С.26-35.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.