Содержание
-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
-
- определение проблемы, объекта и предмета исследования; - предварительный системный анализ объекта исследования; - характеристику цели и задач исследования; - интерпретацию и операционализацию основных понятий; - формулирование рабочих гипотез; - определение стратегического плана исследования; - составление плана выборки; - описание методов сбора данных; - описание схемы анализа данных.
-
Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объект должен характеризоваться: 1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как: а) отраслевая принадлежность; б) профессиональная принадлежность;
-
в) возрастная принадлежность; г) национальная принадлежность. 2. Пространственной ограниченностью. 3. Функциональной направленностью: а) политическая направленность; б) этническая направленность; в) производственная направленность. 4. Временной ограниченностью. 5. Возможностями его количественного измерения.
-
Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т.е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики.
-
Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.
-
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Опрос (анкетирование и интервьюирование); - Анализ документов (качественный и количественный); - Наблюдение (не включенное и включенное); - Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);
-
Виды опроса: 1. анкетирование 2. интервьюирование
-
Анализ документов: 1. качественный (неформализованный); 2. количественный (формализованный), или контент-анализ.
-
Выделяют две основные разновидности наблюдения (по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения): 1. включенное; 2. невключенное.
-
Эксперимент – это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.
-
Эксперименты делятся на: 1. полевые 2. лабораторные
-
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте.
-
В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора.
-
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно объяснить.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.