Содержание
-
Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми
-
Особенности наглядного обучения в специальных школах
В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного обучения. Специальная педагогика и психология используют основные положения, применимые как в массовой школе, так и в школе слепых: - правильная оценка роли и места наглядности в процессе обучения; - определение целей применения наглядных средств; - формы сочетания словесных и наглядных средств обучения; - принципы классификации наглядных пособий. Главная особенность наглядного обучения в специальных школах – придание коррекционной направленности процессу применения средств наглядности, их содержанию, оформлению, конструкции.
-
Цели применения наглядных средств в школе слепых:
Формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира; Решение какой – либо познавательной задачи. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ДЛЯ ШКОЛ СЛЕПЫХ: 1.Возможность достаточно полного и точного восприятия с помощью сохранных органов чувств ученика. 2.Полное соответствие пособия изображаемому с его помощью предмету.
-
Виды наглядности, используемой в обучении слепых детей :
Натуральные наглядные пособия Изобразительные наглядные пособия Объемные изобразительные наглядные пособия Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости Наглядные пособия выполняемые рельефным шрифтом
-
Натуральные наглядные пособия:
-
Требования к выбору натуральных наглядных пособий:
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования; Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями; Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
-
Изобразительные наглядные пособия:
Изобразительные наглядные пособия применяются тогда, когда использование натуральных предметов невозможно по какой – либо причине. Особенности восприятия изображений в отличии от натуральных предметов в школах слепых проявляется не менее ярко, чем в массовых школах. Изобразительные наглядные пособия делятся на: - объёмные изображения (модели, скульптура, макеты); - изображения рельефом на плоскости (рельефные географические и исторические карты, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения, рельефные рисунки).
-
Объёмные изобразительные наглядные пособия:
Муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела. Основное требование: - передача характерных признаков предмета; - соблюдение правильных пропорций; - соотношения частей предмета в модели или макете.
-
Модели:
Модель – это уменьшенное воспроизведение натурального предмета, маленькая копия его. Ученик в модели воспринимает все свойства изображаемого предмета и правильное соотношение размеров его частей. Чтобы представить действительные размеры, учащийся должен иметь опыт соотнесения достаточного количества моделей с натуральными предметами ими изображаемыми.
-
Скульптура:
Скульптура может успешно применяться в школе слепых в качестве наглядного пособия. Скульптурные изображения в школе слепых применяются для формирования, пополнения, уточнения представлений предметов. Требования – точность и тщательность отделки всех деталей.
-
Макеты:
Распространённый вид применяемых в школе слепых изобразительных наглядных пособий. Делятся на две группы: 1группа – знакомит учащихся с общим видом предметов (чучела животных, гербарии и тп.), точно повторяют форму предметов. 2 группа – решают частные познавательные задачи, отчётливо передают свойства детали, которая подлежит уяснению учащимися.
-
Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости:
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций. Использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию , рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Предварительная работа должна включать в себя: - ознакомление детей с окружающим предметным миром; - обучение их приёмам обследования; - ознакомление с принципами построения рельефных изображений; - обучение чтению рельефных изображений; - умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
-
Рельефные географические и исторические карты
Рельефные географические и исторические карты относятся к числу наиболее полно разработанных видов изображений рельефом на плоскости. На картах воспринимаются контуры материков, морей, очертания государств в их границах и тп. Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями. Рельефные карты делятся на настольные и настенные.
-
Рельефные чертежи
Наиболее совершенным способом рельефного изображения на плоскости является рельефный чертёж. В рельефных чертежах основным способом изображения является передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях предмета. Для успешного чтения чертежей необходимо иметь соответствующий навык, формирующийся в процессе повторных восприятий, а так же знание способов изображения и активное участие мышления учащегося.
-
Рельефные схематические изображения
С помощью рельефных изображений поясняют устройство и принцип действия какого – либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и тп. Нередко предметы изображаются в разрезе. Пользуясь рельефными схематическими изображениями, можно решать познавательные задачи по усвоению расположения, назначения, характерных особенностей устройства (строения и тд.) изображённых предметов или частей их.
-
Рельефные рисунки
Практическое применение при обучении незрячих имеют следующие три вида рельефных рисунков: 1) контурный рельефный рисунок - воспроизводит лишь очертания предмета; 2) аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок - передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображаемого предмета; 3) барельефные изображения -передают форму поверхности предмета. Применение рельефных рисунков определяется обычно решением частных познавательных задач. При обучении рельефному рисованию не исключается применение цветных карандашей учащимися, имеющими остаточное зрение.
-
Текстовые наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом
Текстовые наглядные пособия, выполнены шрифтом Л. Брайля. Применяются в виде настольных и настенных таблиц, литературы и тп. Вариантами текстовых наглядных пособий являются «рассыпная азбука» и кубаритмы. Применяются индивидуальные карточки с заданиями, написанными рельефным шрифтом.
-
В школе для слепых «принцип наглядности обучения предусматривает глубокое усвоение знаний учащимися на основе наблюдений за предметами, явлениями и процессами, происходящими в окружающей жизни». Специфически важная роль реализации этого дидактического принципа в процессе обучения слепых детей заключается в необходимости пополнения и уточнения представлений.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.